ВЫМЫСЛ.
Этимология этого слова —
приставка вы и корень
мысл — дают возможность определить то содержание, которое связывается с звуковой формой. Приставка
вы обозначает выявление чего-либо наружу, в корне
мысл скрыто указание на тот процесс, откуда происходит это выявление. Т. о., этимологическое значение слова указывает на то, что вымысл есть
акт мышления, и поэтому смешивать вымысл с фантазией в ее обыденном понимании нельзя. Психологическая природа вымысла уясняется посредством анализа тех представлений, которые образовались на почве раздражения от восприятия внешнего мира. Восприятие явлений внешнего мира совершается хаотически. Мы подавлены массою раздражений, и так как ощущения кратковременны, то мы в состоянии уловить незначительную часть этих раздражений и довести их до сознания. Естественно, что результатом этого является неполнота представления. Поясним это примером. Только первый
рассказ о каком-либо происшествии соответствует впечатлениям наших ощущений. При повторной передаче о том же самом событии мы замечаем перерыв в цепи ассоциаций, и мы заполняем его на основании репродукции других представлений по аналогии и того, что мы примышляем к рассказу. Поэтому свидетельские показания на суде не только разных, но одного и того же лица противоречивы. Таким образом, вымысл основывается на дополнении непосредственных представлений, получаемых в момент раздражения внешних чувств, через воспроизведение посредственных путем разных ассоциаций. Эта характерная черта для обыденного течения наших представлений является такою же характерной и для поэтического творчества. Поэтому в основе вымысла лежит не ложь, а правдоподобие. Ложь в поэтическом творчестве настолько же недопустима, как и в научном исследовании. Этот
вид вымысла мы называем естественным в отличие от других, о которых дальше. Он свойствен всем поэтам во все времена и для всех направлений. Но чем же объясняется фантастика во многих видах поэтического творчества? Обратимся сначала к анализу народного поэтического творчества, и проследим, каким образом на почве этого творчества развился неправдоподобный вымысл. Для раскрытия природы этого вымысла в народной словесности есть типичное произведение «Стих о голубиной книге». В ней даются вопросы космогонического характера и на них ответы. Приведем некоторые вопросы и ответы: «Отчего у нас звезды частые? Звезды частые от риз божиих. Отчего у нас ночи темные? Ночи темные от дум господних». В другом духовном стихе «О вознесении Христовом» народ, стремясь уяснить себе смысл просьбы нищих «Христа ради», создает с нашей точки зрения легенду, а с точки зрения своего понимания глубокую правду о том, как Христос по совету Иоанна Златоуста, вместо золотой горы, отдает нищим свое Христово
имя, из-за которого богатые не пойдут на кровопролитие, не отнимут у нищих, .а нищие будут «сыты и довольны, одеты, обуты». Очевидно, что в произведениях с таким глубоким содержанием народ не мог допускать никакой сознательной лжи. Если мы теперь обратимся к народным сказкам, то мы в них заметим господство необузданной фантазии. Фантазия эта являлась постепенно на почве разрушения старого мифологического понимания природы и на почве постепенного перехода от одного мировоззрения к другому. Забвение первоначального смысла мифа повело к его непониманию. Затем сюжеты из одних сказок переходили в другие, механически переплетаясь. Этот механический переплет сюжетов побуждал связывать их новыми вымыслами и т. д. Когда же
сказка окончательно потеряла характер достоверности, тогда сам народ стал смотреть на нее, как на забаву, складку и не церемонился с сюжетами в дальнейшем («Сказка — складка,
песня — быль»). Не то мы видим в былинах. Там нет этой необузданной фантастики, потому что сюжеты их проще: в них отражается бытовая жизнь народа. Поэтому между былинами, записанными Киршою Даниловичем в VIII веке, и между современными записями не замечается такого противоречия, какие видим в сказках. Этот вымысл, стремящийся раскрыть смысл явлений из жизни природы и человека, найти для него с точки зрения своего времени научное обоснование, мы назовем вымыслом мифологическим. Но в тех же произведениях народной словесности, а главным образом в художественной литературе, есть и другой вымысл, которому не верил народ в момент создания и которому не верят сами поэты в момент своего творчества. Мы имеем в виду вымысл в сказках народных — «Морозко», «О правде и кривде» — и художественных — в баснях, в драмах Шекспира, Метерлинка, в романах («Портрет Дориана Грея» Оскара Уальда) и др. произведениях. Отличительная черта этого вымысла есть намеренное искажение действительности. Этот второй вид вымысла, который мы можем назвать методическим, является приемом поэтического мышления, при посредстве которого автор старается объяснить себе то или иное явление, главным образом, из общественной жизни. В басне сущность этого метода вскрывается яснее всего. Животные, являющиеся главными героями басен, отличаются большей простотой своей душевной «организации и большею последовательностью своих действий. Поэтому через животных баснописец упрощает природу человека, и некоторые особенности ее, вследствие этого, становятся более яркими, образными. Этот
символизм мышления имеет границы своей доступности. Для понимания произведений Метерлинка или сказок Щедрина надо знать не только особенности поэтического творчества, свойственные тому или другому автору, но также его биографию, общественную жизнь различных классов и предшествующую литературу. Методические и мифологические вымыслы иногда переплетаются. Это заметно в сказке «Морозко», в «Вечерах на хуторе» Гоголя, в
стих. Блока о «Прекрасной Даме» и т. п.
Всем литературным направлениям различных эпох и одного и того же времени свойственны свои особенности в вымысле. В период создания «Илиады и Одиссеи» вымысл носит мифологический характер: люди сближаются с богами. Во время греческих трагиков заметно стремление придать героям большую независимость от воли рока или судьбы, и результатом этого у Софокла являются сюжеты о бессильной борьбе человека с роком. В средние века развивается вымысл мистического характера: в мистерии, моралите (см. это слово) и другие виды произведений вносится элемент религиозной таинственности. В эпоху ложно-классицизма (см. слово Классицизм) вымысл носит конструктивный характер: заметно стремление к строю того времени придать черты, свойственные эпохе греко-римской культуры. В романтизме (см. это слово) вымысл основывается на стремлении освободиться от текущей действительности, например, у Жуковского. Даже у каждого писателя есть свои особенности в вымысле: у Щедрина вымысл сатирический, у Чехова анекдотический и т. д.
Ив. Лысков.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925