Энциклопедия античных писателей - аристипп
Связанные словари
Аристипп
Аристипп
Аристипп, Aristippos, из Кирены, ок. 435после 366 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее, как софисты (1.), учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь (побывал помимо прочего при дворе Дионисиев I и II в Сиракузах). В конце жизни, вероятно, возвратился в Кирену, где жил со своей дочерью Аретой. А. утверждал, что благодаря своей философии он обрел внутреннюю свободу, которая позволяет ему получить удовольствие (hedone) от любой жизненной ситуации, вне зависимости от материальных благ. Сочинения А. (среди которых диалоги и диатрибы) погибли. Поучения А. и анекдоты о нем сохранились в основном у Диогена Лаэртского и происходят из сборника, который создан позднее, в начале III в. до н. э. Невозможно, однако, с точностью установить, в какой мере эта доксографическая традиция отражала взгляды самого А. Вызывает споры также вопрос, считать ли А. основателем философской школы киренаиков, или им был его внук Аристипп Младший, называемый Metrodidaktos (ученик своей матери), который создал цельную систему гедонизма, основываясь на взглядах деда. Основной категорией учения, известного под именем А., ограниченного этическими вопросами, было удовольствие, понимаемое телесно. Получение удовольствий, которыми философ, однако, управляет, составляет подлинное счастье (eudaimonia). Позднейшие киренаики (то есть приверженцы учения А., Анникер, Гегесий и Феодор) значительно изменили эти взгляды. Школа перестала существовать в середине III в. до н. э. Платон относился к А. с неприязнью: особо он подчеркивал в Федоне отсутствие А. при смерти Сократа, а также критиковал гедонизм А. (не называя его) в Филебе. В Воспоминаниях о Сократе Ксенофонт представил Сократа, полемизирующего с А. Он был главным героем сочинений Спевсиппа и Стилпона из Мегары (которые осуждали его взгляды и образ жизни).
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998