Энциклопедия античных писателей - аристофан
Связанные словари
Аристофан
Аристофан
Аристофан, Aristophanes, ок. 445-ок. 385 гг. до н.э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале Пелопонесской войны. А. получил достаточно хорошее образование в Афинах. Приблизительно в 17 лет он уже писал стихи и сочинял музыку. Написал более 45 комедий: мы знаем все названия и большинство дат постановки, целиком сохранилось 11 пьес. Некоторые комедии А. переделывал и ставил вторично, поэтому трудно точно назвать их число. А., третий в созвездии великих представителей староаттической комедии (после Кратина и Евпола), сопоставляемый в древности с третьим великим трагиком Еврипидом, был наиболее популярен, его чаще играли на сценах и читали. Консерватор по своим политическим убеждениям, резко нападал на отдельных политиков, стоявших во главе афинской демократии, однако никогда не выступал против самой демократии. Представлял взгляды зажиточного аттического крестьянства с его почитанием традиций, недоверием ко всему новому, неприязнью к ненужной болтовне. За колкостью сатиры и грубоватыми шутками проглядывают в его комедиях два чувства глубокий патриотизм и искреннее желание мира.
Одаренный богатейшей фантазией и огромным поэтическим талантом, из многих партий хора А. создал прекрасные лирические песни. Можно было бы поставить в упрек А. небрежность построения пьес и непоследовательность в развитии действия, неискусную обрисовку характеров. Его образы это только типажи. Но это является чертой всей староаттической комедии, создававшей свои произведения по иным, чем у нас правилам и с иными целями. Именно на примере сочинений А. мы можем наблюдать, как постепенно развивается фабула драматического произведения за счет партий хора. Одновременно исчезают прямые политические выпады. Комедии А., написанные после 400 г., мы относим уже к среднеаттической комедии (актуальную общественно-политическую сатиру в ней замещает общечеловеческая тематика, у некоторых авторов присутствует пародирование мифа) Значительная часть писательской деятельности А. падает на период Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.), его интересуют прежде всего проблемы войны и мира, а мишенью выпадов в его комедиях были руководители афинского государства. Две самые ранние комедии А., от которых сохранились только отрывки, это Пирующие (Daitales; пост. 427 г.) и Вавилоняне (Babylonioi; пост. 426 г. по Каллистрату). В Пирующих 17-летний автор обращается к педагогической тематике, выступая защитником доброй старой родительской школы, противопоставляя ее новомодным разлагающим идеям софистов. Вавилоняне политическая комедия, начинающаяся длинным выступлением А. против дубильщика Клеона, предводителя афинской демократии. А. нападает на афинский империализм, превращающий союзников в подданных-рабов. Ахарняне (Acharnes; пост. 425 г.) , комедия, поставленная уже под именем А., первая, которая сохранилась целиком, является началом борьбы за мир. Герой, бедный селянин из Аттики Дикеополь (Борец за справедливость), покупает мир для самого себя. Хор, составленный из угольщиков из Ахарны, разрушенной в результате набега врагов, настроенный вначале весьма воинственно, поддается мирным уговорам. А. критикует здесь также Еврипида (этот трагик часто является объектом выпадов А., который не раз пародирует сюжеты трагедий Еврипида или пародийно цитирует его стихи). Всадники (Hippeis; 424) представляют окончательную расправу с Клеоном, являются острейшей политической комедией А. Невольники господина Демоса (Народа) пытаются завоевать его благосклонность при помощи бесстыднейшей лести и лжи. Лучше всех это делает Пафлагонец (Клеон), однако находится еще более способный демагог Колбасник, который получает благосклонность Демоса и низвергает Клеона. Неожиданно в конце пьесы Колбасник превращается в благодетеля Афин. Действие сопровождает хор всадников, второго по значению сословия афинских граждан, убежденных врагов демократии. А. борется здесь не за изменение общественного строя, но за смену людей, которые управляют государством, за их честность. За столь блестящую атаку на своего предводителя народ присудил А. первую награду, не выказывая одновременно недоверия и Клеону. Тучи (Nephelai, 423) А. высмеивает здесь новомодные научные и педагогические системы софистов, представленных в комедии Сократом, в действительности не имевшим с софистами ничего общего. Примечательно, что много лет спустя, в 399 году, сходные обвинения (деморализация молодежи, безбожие), выдвинутые против Сократа, обрекли его на смерть. Пьеса получила последнюю, третью награду. Позднее А. переработал Тучи; сохранившийся вариант, вероятно, представляет собой вторую версию, никогда не ставившуюся на сцене. Осы (Sphekes, 422), поставленные Филонидом, будучи сатирой на правосудие, а в особенности на сутяжничество афинян, получили вторую награду. В Мире (Eirene, 421) крестьянин Тригей на огромном жуке-навознике взлетает на Олимп в поисках Богини Мира, которую затем освобождает при поддержке всех греческих городов и с триумфом приводит на землю. Постановка этой комедии лишь немного опередила действительное заключение Никейского мира, который, впрочем, оказался весьма недолгим. Птицы (Ornithes, 414), самая поэтичная комедия А., позволяла афинским зрителям убежать от невеселой военной действительности в страну чистой фантазии, вознося их в поднебесный град Тучекукуйск (Nephelokokkygia), который птицы, по наущению двух афинян, построили себе между мирами людей и богов. Лисистрата (411) первая комедия на женскую тему. Мудрая афинянка Лисистрата добивается заключения мира благодаря необычной выдумке «забастовки» женщин обеих сражающихся сторон. Эта пьеса сочетала характерный для староаттической комедии чересчур вольный юмор и серьезную общественную и политическую критику. Тесмофории (Thesmophoriazusai, 411) также является комедией на женскую тему, которая поднимает вопросы уже не политики, а литературы, беспощадно высмеивая все слабости Еврипида. Тесть трагика Мнесилох по его просьбе проникает в женском одеянии на праздник Тесмофорий, где собрание афинских женщин постановляет отомстить Еврипиду. Разоблаченный, Мнесилох с трудом уносит ноги. Лягушки (Batrochoi, 405) вновь литературная комедия, одно из лучших произведений А., последний из сохранившихся образцов староаттической комедии. Действие происходит в подземном мире, куда спустился бог Дионис, переодетый Гераклом, чтобы вывести на землю своего любимца, умершего Еврипида. В подземном царстве случается спор-агон между Еврипидом и Эсхилом, и в конце концов Дионис признает первенство Эсхила, принимая во внимание прежде всего воспитательную ценность его трагедий. Лягушки представляют собой первую пьесу с зачатками литературной критики. Совет женщин (Ekklesiazusai, 392) женщины принимают участие в управлении государством и вводят «коммунизм». Общим должно быть не только все имущество, но также женщины и мужчины. Мужчины довели государство до упадка, женщины хотят ввести в нем совершенно новый порядок. Пьеса приближается к средней комедии, отличаясь от более ранних комедий А. отсутствием прямых политических выпадов, а формально ограничением роли хора. Плутос (388) является второй пьесой под этим названием (первая, погибшая, была поставлена в 408 г.), принадлежит уже несомненно средней комедии. В ней говорится о справедливом разделе материальных благ. Чтобы достичь этого, бог богатства Плутос должен быть излечен от слепоты. Эта комедии не имеет ярко выраженного политического характера, хора в ней почти нет (его замещают музыкальные вставки, замещаемые в соответствующих местах текста одним словом «хор»). Благодаря своему моралистическому характеру и вечно актуальной тематике справедливого раздела имущества эта комедия первой «воскресла» в новое время. Две последние не сохранившиеся комедии А. Aiolosikon и Kokalos (обе в 387 г.), были поставлены сыном А. Араром. В эллинистическую эпоху и в Риме лучшим, чем А. комедиографом считали Менандра (выразителем этого мнения был Плутарх в своем Сравнении Аристофана с Менандром ставящий выше последнего), также как старой комедии предпочитали новую, однако творчество А. не было забыто. Как образцы чистого аттического наречия произведения А. переписывались и читались в византийскую эпоху, именно в то время были созданы сохранившиеся рукописи 11 комедий. А. получает новую жизнь в эпоху Ренессанса, первое издание 3 комедий вышло в 1498 г., в 1532 изданы все одиннадцать. К XVI в. относятся первые переводы А. Наибольшей популярностью пользовались Плутос и Тучи. А. оказал большое влияние на таких писателей, как Филдинг, Рабле, Расин, Шелли, Гете, Гейне, Маяковский. А. и сегодня не утратил актуальности, его комедии ставятся во всех европейских странах.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998