Энциклопедия античных писателей - посидоний
Связанные словари
Посидоний
Посидоний
Посидоний, Poseidonios, из Апамеи, ок. 135-ок. 50 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Панетия. Вероятно, после его смерти совершил путешествие по средиземноморью, в том числе по Испании и Африке. Затем осел на Родосе, где получил гражданство и даже занимал высокую должность притана, а в 87 г. вошел в состав посольства родосцев в Рим. На Родосе он основал собственную философскую школу, в которой обучалось много римлян, в 79 г. лекции П. там слушал Цицерон. Помпей великий дважды навещал П. на Родосе. П. был необычайно разносторонним ученым, автором философских, исторических, географических, этнографических, метеорологических сочинений. Следуя древним традициям, он вновь связал естественные науки и историю с философией, которой во всех случаях отводил первое место. — Огромное литературное наследие П. пропало. Сохранилось только некоторое число фрагментов, донесенных до нас позднейшими античными авторами. Поэтому трудно составить представление о литературной ценности трудов П. По-видимому, значительная их часть носила характер свободных, полных отступлений эссе. Наибольшее значение имели философские работы П., который стал подлинным создателем так называемого среднего стоицизма. Хотя в основном он следовал принципам, провозглашенным его учителями и предшественниками, но придал им новую форму. Вопреки древним стоикам он утверждал, что природа не всегда добра. Отсюда исходил постулат о том, что «жить согласно с природой» не является достаточным нравственным критерием ни для общества, ни для личности. Работа над собой включает поддержку того, что разумно, и избегание того, что неразумно. Зенон и его ближайшие последователи прежде всего обращали внимание на отдельного человека. Панетий, а за ним и П. видели в нем часть общества, а также мира, который (что особенно подчеркивает П.) является единым организмом. Все его элементы включены во взаимозависимость, которая определяет их сущность. Поэтому на основе наблюдения одного элемента или явления, находящегося в одном месте или в одной точке времени, можно, согласно П., сделать заключения относительно других элементов или явлений. Это объясняет важную роль астрологии и мантики («научной» ворожбы) в философии П., работы которого впоследствии использовал Цицерон при написании своих книг. Наблюдение за жизнью и обычаями дальних народов и жителей соседних стран привели П. к заключению, что Логос имел прежде более влияния на жизнь как отдельных людей, так и общества. По мере развития цивилизации личность утрачивает контакт с Логосом и ее этический уровень значительно снижается. В будущем Логос и вовсе исчезнет из мира и тогда начнется всемирный пожар (ekpyrosis), после которого мир снова начнет проходить через те же фазы развития, что и в предыдущем цикле. В противоположность старому стоицизму, П. принимал ценности других философских школ и неоднократно их усваивал. Многим он обязан школам Платона, Аристотеля и пифагорейцев. Не сохранившееся историческое произведение П. (в 52 книгах) представляло собой продолжение истории Полибия и заканчивалось, по-видимому, 84-83 гг. до н. э. Войны Помпея Великого П. описал в дополнении к этой работе. П. пессимистически смотрел на историю человечества и Рима. Он полагал, что нравственный упадок углубляется от поколения к поколению. В истории Рима началом упадка он считал разрушение Карфагена в 146 г. до н. э., победа, которая позволила смягчить суровые обычаи и открыла путь гражданским войнам. Эти взгляды оказали большое влияние на Саллюстия. Утрачены также работы П. в области географии, геологии, этнографии, метеорологии и астрономии. Часть сведений, содержавшихся в них, дошла до нас при посредничестве Страбона. Особо важным было большое географическое сочинение Об Океане (Peri Okeanu), в котором П. старался объяснить географию и геофизику с точки зрения стоической философии. За образец он взял Эратосфена, но интересовался более геофизикой, чем описательной или математической географией. Он пытался объяснить, каким образом взаимодействие земных и небесных тел привело к появлению из Океана твердой земли и создало на ней условия, которые позволили развиться всем формам жизни, от самых низших до человека. Новаторское значение имели содержавшиеся в этом исследовании наблюдения за связью убывания и прибывания Луны с приливами и отливами на море. Много внимания П. уделил климату Земли и его влиянию на формирование различных народов и человеческих рас. Эти труды стали плодом путешествия П. на запад Европы и в Африку. Но П. интересовался также южными странами и населяющими их народами (галлами, германцами). Не исключено, что сведения П. использовали Цезарь и Тацит.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998