Большая Советская энциклопедия - гладков федор васильевич
Связанные словари
Гладков федор васильевич
Широкую известность приобрёл роман Г. «Цемент» (1925), в котором передана героика трудовых подвигов рабочего класса, сила вдохновляющих идей Коммунистической партии, созданы образы коммунистов. Для романа характерны героизация событий, приподнятость стиля. Высоко оценил «Цемент» М. Горький, отметивший, что в этой книге «... впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд». При этом, однако, Горький критиковал язык книги — вычурный и засорённый диалектизмами (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 438, см. также с. 439). Впоследствии автор вносил исправления в каждое новое издание романа. «Цемент» стоит в ряду классических книг сов. литературы. В 1932 выходит сб. «Маленькая трилогия», куда вошли сатирические рассказы, написанные в 1926—30: «Головоногий человек», «Непорочный чёрт» и «Вдохновенный гусь». Повести «Новая земля» (1930) и «Пьяное солнце» (1932) рассказывали о новых людях, о советской деревне. Значительным этапом в творчестве Г. был роман «Энергия» (1932—38), созданный на материале строительства Днепрогэса и др. строек первых советских пятилеток. Г. стремился показать энергию масс, увлечённых идеей социалистического созидания. Язык 1-й книги романа подвергся резкой критике в ст. М. Горького «О прозе» (см. там же, т. 26, 1953, с. 401—02), Г. неоднократно перерабатывал роман и всё же не считал его завершенным. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 написаны рассказы о людях уральских оборонных заводов, повесть «Клятва» (1944) — о вдохновенном труде ленинградских рабочих, эвакуированных на Урал.
В послевоенные годы Г. создал автобиографическую трилогию — «Повесть о детстве» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Вольница» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Лихая година» (1954), — в которой во многом продолжил горьковские традиции. Глубокое знание народной жизни позволило писателю создать яркие образы крестьян и рабочих дореволюционной России, утвердить величие их труда, показать пробуждение народа. Язык автобиографических повестей богат, ясен, поэтичен, насыщен народными речениями. В последние годы Г. работал над 4-й частью эпопеи — повестью «Мятежная юность» (не законченной), создал ряд литературных портретов писателей и общественных деятелей, выступал со статьями о литературе и языке (сборник «О литературе», 1955), с публицистическими статьями. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1958—59; Мятежная юность. Очерки. Статьи. Воспоминания, М., 1961; Автобиография, в кн.: Советские писатели, Автобиографии, т. 1, М., 1959; М. Горький — Ф. В. Гладков. [Переписка], в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963.
Лит.: Уханов И. П., Творческий путь Ф. Гладкова, М., 1953; Брайнина Б. Я., Федор Гладков. Очерк жизни и творчества, М., 1957; Ульрих Л., Горький и Гладков, Таш., 1961; её же, Творчество Федора Гладкова, Таш., 1968; Ф. Гладков. Воспоминания современников. Сб., М., 1965; Пахомова М. Ф., Автобиографические повести Ф. В. Гладкова и традиции М. Горького, М.—Л., 1966; Воложенин А. П., Федор Гладков. Жизнь и творчество, М., 1969; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиография, указатель, т. 1, Л., 1958; Библиография текстов Ф. В. Гладкова. 1900—1964, М., 1965.
Л. Н. Ульрих.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978