Большая Советская энциклопедия - кремер
Связанные словари
Кремер
I
Кре́мер (Kremer)
Альфред фон (13.5.1828, Вена, — 27.12.1889, там же), австрийский востоковед. Основные труды по исламоведению, истории культуры стран Востока. Первым в западноевропейском востоковедении попытался вскрыть социальную структуру мусульманских обществ, определить движущие силы их развития. Считал необходимым изучать ислам в связи со всей историей мусульманской культуры, которую рассматривал как синтез социально-экономических, политических и интеллектуальных факторов. Ввёл в научный оборот многочисленные источники.
Соч.: Geschichte der herrschenden Ideen des Islams, Lpz., 1868; Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1—2, W., 1875—77.
II
Кре́мер (Cremer)
Фриц (р. 22.10.1906, Арнсберг, Вестфалия), немецкий скульптор и график (ГДР). В 1922—25 учился в Эссене (в т. ч. у В. Ламмерта), в 1929—1934 в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства в Берлине у В. Герстеля. В 1946—50 работал в Вене, с 1950 действительный член и руководитель мастерской Германской академии искусств в Берлине. Выросший в среде рурских горняков, К. стал художником-борцом и связал своё реалистическое искусство с пролетарским и антифашистским движением. С 1929 член компартии Германии (с 1953 член СЕПГ). В годы фашистского режима создал полные драматизма произведения — «Скорбящие женщины» («Гестапо»; рельеф, 1936), «Голова умирающего солдата» (автопортрет; 1935—37; оба — бронза, Национальная галерея, Берлин). Высоким трагическим пафосом, утверждением несгибаемой силы духа борцов, глубокой правдой переживаний отмечены созданные К. памятники жертвам фашизма на Центральном кладбище Вены (известняк, бронза, 1947—48), в Бухенвальде (бронза, 1952—58), Равенсбрюке (бронза, 1959—61), Маутхаузене (Австрия; бронза, 1964—65), памятник борцам Интернациональных бригад Испании в Берлине (бронза, 1967—68). Группа борцов Сопротивления в бухенвальдском монументе стала символом мужества антифашистов. К. — крупный портретист, раскрывающий сложный душевный мир современников: рабочих («Ф. Франик», терракота, 1954, Национальная галерея, Берлин), деятелей культуры («Б. Брехт», бронза, 1957, Картинная галерея, Дрезден; «Живописец И. Ион», бронза, 1962), — создатель лирических образов («Молодая любовь», бронза, 1961, Картинная галерея, Дрезден). Работая главным образом в бронзе, К. использует чёткие, энергично вылепленные, полные внутреннего напряжения формы, драматические контрасты, трепетность светотени. Литографии К. посвящены событиям современности (серия «Венгерские видения», 1956) или навеяны образами классическое и современной литературы (серия «Вальпургиева ночь», 1956). Национальная премия ГДР (1953, 1958). К. — почётный член АХ СССР (1967).
Лит.: Людеке Г., Творческий путь немецкого скульптора, М., 1960; Полякова Н., Фриц Кремер, М., 1972; Schmidt D., Fritz Cremer. Leben, Werke, Schriften, Meinungen, Dresden, 1972.
Н. И. Полякова.
Ф. Кремер. Портрет Б. Брехта. Бронза. 1957. Картинная галерея. Дрезден.
Ф. Кремер.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978