Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - мопассан ги де

Мопассан ги де

Мопассан (Maupassant) Ги (полное имя — Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, — 6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец — из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870—71 в армии, участвовал во франко-прусской войне. Затем до 1880 служил чиновником в министерствах. В 70-е гг. овладевал литературным мастерством под руководством Г. Флобера. У него М. встретился с ведущими французскими писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой и стал его вторым литературным учителем. Тургеневу М. посвятил первый сборник своих рассказов «Заведение Телье» (1881) и написал о нём две статьи.

В литературу М. вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой «Пышка», отличавшейся резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет М. написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произведений. В 1891 писательский путь М. трагически оборвался вследствие психического заболевания.

М. — один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества — трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников, М. стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у М. пессимистической мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у М. подчас оказывается непреодолимо одиноким («Одиночество»), беспомощным перед случайностью («Ожерелье»), болезнью, страстью («Маленькая Рок»), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм М., разрушая утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

Задачу искусства М. видел в том, чтобы раскрывать «беспощадную правду жизни», ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью которых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, «...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность» (Полное собрание соч., т. 8, М., 1958, с. 11).

Новеллы М. — средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации — от трагической («В порту»), элегической («Менуэт») до открыто или скрыто иронической («Заведение Телье» и др.) и юмористической («Мощи» и др.) — новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. М. создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений («Драгоценности», «Награжден!», «В лоне семьи», «Завещание» и многие др.). Утверждая красоту любви («Лунный свет», «Счастье»), М. с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы («Иветта», «Правдивая история» и др.). В рассказах из народной жизни М. показал не только жадность и темноту франц. крестьянина («Бочонок», «Дьявол» и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни («Бродяга», «Шкаф», «Нищий»); среди простых людей М. нередко находит нравственную чистоту и человечность («Папа Симона», «Дочка Мартена» и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»).

В первом романе «Жизнь» (1883) М. общечеловеческую тему столкновения романтические мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного практицизма. «Милый друг» (1885) — история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов «Монт-Ориоль» (1886) и «Пьер и Жан» (1887—88). Последние романы («Сильна как смерть», 1889, «Наше сердце», 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы «чистой психологии».

Искусству М. свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность «подлинно французского языка», по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного франц. языка. Многие новеллы М. были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них — комедия «Семейный мир» по его же новелле «У постели», пост. 1893), ставились в парижских театрах («Мадемуазель Фифи», пост. 1896; «Иветта», пост. 1901; «Пышка», пост. 1902, и др.), на русской и советской сцене («Мадемуазель Фифи», 1914, «Милый друг» под названием «Господин Дюруа», 1951, и др.). Экранизации: франко-австрийская «Милый друг», 1955; французская «Жизнь», 1958, и др.

Произведения М. были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом М. был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант М., сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение М.-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, А. В. Луначарский и др.

Соч.: CEuvres complètes, éd. Librairie de France, [t. 1—15], P., 1934—38; Contes et nouvelles, v. 1—2, P, 1956—57; Romans, P., 1959; Correspondance inédite, rec. par A. Artinian et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—13, М., 1938—50; Полн. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1—12, М., 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т, 1—2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.

Лит.: Толстой Л. Н., Предисл. к Соч. Гюи де Мопассана. Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Франс А., Ги де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, М., 1960; Раскин Б., Гиде Мопассан, в сборнике: Писатели Франции, М., 1964; Луначарский А. Б., Предисл. к «Новеллам» Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Евнина E. М., Мопассан, и её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX—ХХ веков, М., 1967, с. 42—80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Мопассана, М., 1968; Лану А., Мопассан, М., 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant d'après ses variantes, P., 1950; Vial A., Guyde Maupassant et l'art du roman, P., 1954 (имеется лит.); Artinian A., Pour et contre Maupassant, P., 1955; Lemoine F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E., Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; Ignotus P., The paradox of Maupassant, [L., 1966].

Б. Л. Раскин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мопассан ги де
Значение слова мопассан ги де
Что означает мопассан ги де
Толкование слова мопассан ги де
Определение термина мопассан ги де
mopassan gi de это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины