Равель (Ravel)
Морис Жозеф (7.3.1875, Сибур, Атлантические
Пиренеи, ≈ 28.12.1937, Париж), французский композитор, почётный доктор музыки Оксфордского университета (1929). Отец
Р. ≈ выходец из Швейцарии, мать ≈ испано-баскского происхождения. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик
А. Жедальжа (контрапункт) и
Г.
Форе (композиция). Уже в студенческие годы создал талантливые произведения. Известность принесла ему «Павана на
смерть инфанты» для фортепиано (1899). Испытал влияние
Э. Шабрие, Э.
Сати,
К.
Дебюсси, а также
Н. А. Римского-Корсакова,
М.
П. Мусоргского. В своей музыке Р. развивал принципы импрессионизма С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепиано ≈ «Игра воды» (1901), «Отражения» (1905), «Признаки ночи» (1908), а также в балете «Дафнис и Хлоя» (либретто М. М. Фокина, 1911,
пост. 1912, Париж). В ряде сочинений Р., постоянно тянувшегося к испанской музыке, нашли воплощение
мелодика и ритмы Испании. Таковы
шедевр оркестрового письма «Испанская рапсодия» (1907), комическая
опера «Испанский час» (1907, пост. 1911, Париж), популярнейшее «Болеро» для оркестра (1928) и многие сочинения, непосредственно не связанные с испанской темой. Композитора привлекали также старинный и современный
танец, джазовые ритмы. Танцевальными ритмами пронизаны «Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911), «Испанская рапсодия», оперы «Испанский час», «Дитя и волшебство» (1925, Монте-Карло), хореографическая
поэма «Вальс» (1920). Джазовая
музыка нашла
отражение в сонате для скрипки и фортепиано (1927, 2-я
ч. ≈ «Блюз»), фортепианном концерте для левой
руки (1931, написан для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку). Непревзойдённый
мастер оркестра, Р. создал также замечательные образцы в др. жанрах. Значительны его находки в области музыкальной декламации («Естественные истории» для голоса и фортепиано, на тексты
Ж. Ренара, 1906; вокальные партии оперы «Испанский час» и др.). Музыка Р. сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодичностью линий, изысканную
звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным национальным классическим идеалам ≈ ясности стиля, чувству
меры и красоты. Р. ≈
автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского (1922).
═ Во время 1-й мировой войны 1914≈18 Р. был добровольцем на фронте. Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась сюита для фортепиано «Гробница Куперена» (1917), каждая часть которой посвящена одному из них. Р. был также пианистом и дирижёром, концертировал (в 1928 дирижировал своими произведениями в США). Несколько последних лет из-за тяжёлой болезни мозга почти не работал. Яркое и оригинальное, оптимистическое творчество Р. глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором Франции 20 в.
═ Лит.: Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959: Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, [пер. с франц.], Л., 1962; Крейн Ю., Симфонические произведения М. Равеля, М., 1962; его же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; [Равелиана], «Советская музыка», 1962, № 12; Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Roland-Manuel A., Maurice Ravel, P., 1948; Landowski W., М. Ravel, sa vie, son oeuvre, P., 1950; Long М., Au piano avec М. Ravel, P., 1971.
═ И. А. Медведева.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978