Лермонтовская энциклопедия - балакирев милий алексеевич
Связанные словари
Балакирев милий алексеевич
БАЛ́́АКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37—1910), рус. композитор, пианист, дирижер и муз.-обществ. деятель, глава «новой русской муз. школы», известной под назв. «Могучая кучка». Л. был любимым поэтом Б., к его творчеству он обращался в течение всей жизни. Воздействие Л. сказалось уже в Большой сонате для фп., над к-рой композитор работал в 1855. Эпиграфом к ней послужили строки из стих. Л. «Нет, я не Байрон». Работа над сонатой, к-рую Б. хотел посвятить М.И.Глинке, не была завершена, сохранилась лишь черновая рукопись четырех частей сонаты и набросок фуги-эпилога (ГПБ, ф. 41).
Летом 1862 Б. впервые побывал на Кавказе. В письме к В.В.Стасову от 25 июня, описывая свои впечатления от Пятигорска, он сообщал: «...Дышу Лермонтовым... Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует... Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня так же сильно действует, черкесы точно так же мне нравятся, начиная от их костюма (лучше черкесского костюма я не знаю), и много ещё есть струн, которые Лермонтов затрагивает, которые отзываются и во мне...» (см. в кн.: Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1, 1970, с. 188).
В 1863 Б. концертировал в качестве пианиста в Железноводске, Кисловодске, Пятигорске. Он снова бродил по лермонт. местам, слушал горские мелодии и изучал нар. муз. инструменты. В последний раз на Кавказ Б. приезжал в 1868. Тема свободолюбия и величеств. образы природы Кавказа, привлекавшие Б. в творчестве Л., своеобразие и колоритная характерность горской нар. музыки получили отражение в замыслах его симфонич. соч., относящихся к 60-м гг.: в незаконченной программной симфонии «Мцыри» (не сохранилась), в симфонич. поэме «Тамара» (1882), посв. Ф. Листу (впервые исполнена 7 марта 1883). Мелодика и ритмич. сторона поэмы «Тамара» тесно связаны с груз. народно-песенными и танцевальными напевами. Здесь отчетливо проявились индивидуальные черты симфонич. стиля Б.: яркость оркестровой звукописи и характерного кавк. колорита, свободное сопоставление красочных муз. картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Осн. мысль поэмы — изменчивость красоты и недостижимость счастья — воплощена автором в образе царицы Тамары.
13 романсов Б. на стихи Л. сочинены в разное время, с 1858 по 1909. К т. н. «восточному циклу» относятся «Песня Селима» (СПБ, 1859), «Черкесская песня» («Много дев у нас в горах») (СПБ, 1859) из поэмы «Измаил-Бей», песня рыбки из поэмы «Мцыри» (СПБ, 1861), где заметны нек-рые приемы, ставшие типичными для «новой русской муз. школы», в частности «изобразительная» функция фп. сопровождения; в «Еврейской мелодии» («Душа моя мрачна») (СПБ, 1859) преобладает лирич. начало, удачно сочетаясь с принципами декламации. Романс Б. «Отчего» (СПБ, 1861) продолжает традицию монолога-раздумья, характерного для творчества А.С.Даргомыжского, а романс «Слышу ли голос твой» (СПБ, 1865) написан в духе муз. лирики Глинки.
Круг поэтич. образов Л., воплощенных в музыке Б., с течением времени менялся. В 90-е гг. внимание композитора привлекают у Л. мотивы тоски и одиночества: «Когда волнуется желтеющая нива» (М., 1896) и «Сосна» («На севере диком») (М., 1896). В последние годы жизни Б., несколько охладев к Л., все-таки создал замечательные вокальные соч.: «Сон» («В полдневный жар», СПБ, 1904), песню «Желтый лист о стебель бьется» (СПБ, 1904). «Из-под таинственной холодной полумаски» (Лейпциг — СПБ, 1904) — удачный опыт лирич. романса-портрета, восходящего к Глинке. Среди поздних романсов Б. выделяется «Утес» (СПБ, 1910, изд. посмертно). Муз. язык романса содержит признаки многих жанровых разновидностей, в т.ч. элементы рус. нар. песни. Тонкой поэтичностью отмечен сохранившийся вокальный фрагмент: «Склонись ко мне, красавец молодой» (СПБ, 1904), муз. материал к-рого был использован Б. для 3-й части Второй симфонии. Хоровые соч. Б. на стихи Л. остались незаконченными. Это — «Русалка» для женского хора (1860) и отрывок хорового варианта песни «Желтый лист о стебель бьется» (1900).
См. также Соч. Л. в музыке в ст. Музыка.
Лит.: Молодой музыкант. [Псевд. С.Н.Кругликова], Рец. на симфонич. поэму «Тамара», «Совр. известия», [Москва], 1883, 12 марта; Финдейзен Н., Рус. худож. песня, М. — Лейпциг, [1905], с. 53—54; Рус. романс. Опыт интонационного анализа. Сб. ст., под ред. Б.В.Асафьева, М. — Л., 1930, с. 78—81; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет рус. музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 37; Стасов В. В., Двадцать пять лет рус. иск-ва, в его кн.: Избр. соч. в 2 тт., т. 2, М., 1937, с. 256, 258; то же, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1952, с. 549; Нестьев И., Восток и рус. композиторы («Исламей» и «Тамара» М. Балакирева), «Сов. иск-во», 1938, 18 апр.; Музалевский В., М.А.Балакирев, Л., 1938, с. 91—96, 108—13; Киселев Г., М.А.Балакирев, М. — Л., 1938, с. 94—99; Римский-Корсаков Н. А., Полн. собр. соч. — Лит. произв. и переписка, т. 1, М., 1955, с. 23, 258; Васина-Гроссман В. А., Рус. классич. романс XIX в., М., 1956, с. 152—56; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958 (по имен. указат.); Автографы М.А.Балакирева... Каталог-справочник. [Сост. В.А.Киселев], М., 1959 (по имен. указат.); Кандинский А., Симфонич. произв. М.А.Балакирева, М., 1960, с. 98—108; М. Ал. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961 (по имен. указат.); М.А.Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962 (по имен. указат.); Перелистывая пожелтевшие страницы [о балете Балакирева «Тамара», поставленном М. Фокиным в Париже в 1912], «Огонек», 1964, № 42, с. 11; Кунин И., М.А.Балакирев. Жизнь и творчество в письмах и документах, М., 1967, с. 38—41, 60, 63—66.
А. С. Розанов, А. Е. Хаит Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981