Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - блок александр александрович

Блок александр александрович

Блок Александр Александрович

БЛОК Александр Александрович (1880—1921), рус. поэт. Творчество Л., трагическое обаяние его личности и судьбы имели для Б. большое значение на протяжении всей его жизни. У мн. современников Б. вызывал ассоциации с Л. Первым отметил «лермонтовскую струю» в стихах Блока А. Белый (см. Письмо к А. Блоку от 4 янв. 1903, в кн.: Александр Блок и Андрей Белый, Переписка, 1940, с. 7). Н. С. Гумилев выводил блоковскую лирику из поэзии Л. (см. Письма о русской поэзии, П., 1923, с. 131—33). К. И. Чуковский писал о Б.: «Он был Лермонтов нашей эпохи» (Александр Блок как человек и поэт, П., 1924, с. 136). В лит-ре о Б. была высказана мысль об особого рода зависимости Б. — об «овеянности» блоковского стиха лирикой Л. (С. В. Шувалов). В позднейших исследованиях доказано, что на Б. влияли «образ... и дух» лермонт. поэзии (Д. Максимов).

Уже в ранней лирике Б. отразилось его пристальное внимание к Л. Оно обнаруживается в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Л. («О, не тебя люблю глубоко»), в отзвуках «Думы» («Я — человек и мало богу равен», «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет»), в мотивах богоборчества («Пора вернуться к прежней битве», «Мой монастырь, где я томлюсь безбожно») и демонизма («Ты хочешь знать мировоззренье»). У зрелого Б. устанавливаются более сложные и подвижные отношения с творчеством Л. Эпоха «безвременья», остро ощущавшегося Б., способствовала тому, что его интерес к Л. не замыкался в сфере поэзии; размышляя о месте и назначении человека в мире, Б. опирался на опыт Л., воспринимал его как учителя «мудрости глубинной». Кроме того, известная общность романтич. основы поэтич. систем Л. и Б. обусловливала их типологич. соответствия. Оба эти фактора определяли стремление Б. чувствовать и мыслить в категориях лермонт. худож. мира, природу и способ его поэтич. самовыражения. Как и у Л., «дневниковость» лирики Б. (ср. Дневник Л.) сказывается и в последовательно хронологич. фиксации развития чувства и образа, и в ее исповедальных интонациях, и в ее несомненной искренности. К худож. системе Л. восходят такие особенности лирики Б., как жанровая «размытость» (проявляющаяся, в частности, в том, что любовный сюжет проникается филос. и общественно-историч. ассоциациями), сочетание напряженного чувства с психол. анализом, ощущением враждебной силы рока, в т.ч. «рокового» воздействия социальной среды на чувство.

Б. унаследовал от Л. — прямо и через Фета — напевно-мелодич. строй стиха с его музыкальностью и интонац. богатством, узаконил поиски Л. в области ритмики, использовав в своей поэтич. практике дольник («Вхожу я в темные храмы», 1902) и тактовик («Из газет», 1903).

Перед Революцией 1905—07 Б., преодолевая мистич. увлечения и обращаясь к действительности, открывает новые стороны творчества Л., противопоставляет «безгневную» поэзию Вл. С. Соловьева и А. Белого страстной лирике Л., «задыхавшегося от песен». Слова Б. о том, что «литература последних лет многими потоками своими стремится опять к Лермонтову как к источнику», относились прежде всего к нему самому («Педант о поэте»). Во втором томе стихов Б. развитие лермонт. начала обнаруживается в обострении трагич. сознания, мятежных настроений, психологии протеста. Особенно показательна тема демонизма (цикл «Город», 1904—08), мотив мести («Ангел-Хранитель», 1906), символич. образы маскарада, вьюги (сб. «Снежная маска», 1905); ср. Демонизм, а также мотивы мщения, игры, пути у Л.(см. в ст. Мотивы). Цикл «Заклятие огнем и мраком» (1907—08) создан под знаком лермонт. «Благодарности», что закреплено эпиграфом. В «Осенней воле» (1905) уже заявлена «странная любовь» Б. к России, но наиболее полное выражение лермонт. традиция нашла в гражд. и патриотич. лирике Б. третьего тома (см. циклы «Родина», 1907—16; «Ямбы», 1907—17). Б., подобно Л., обладал глубоким нац. сознанием, и его любовь к России основывалась на ощущении неразрывности своей судьбы с судьбой народной. «Гневные ямбы» Б. были бы невозможны без «железного стиха» Л. Поэта приближала к Л. вся правда жизни: и ее «непроглядный ужас», и ее неодолимое движение к «добру и свету».

С годами тема демонизма в творчестве Б. перерастала в одну из важнейших проблем современности, вмещавшей в себя противоречия индивидуалистич. культуры в их историко-социальной перспективе. Стихи Б. о «демонизме XX века» далеко не всегда ассоциируются с Л., но вместе взятые такие произв., как «И я любил. И я изведал», «Песнь Ада», «Дохнула жизнь в лицо могилой», «Земное сердце стынет вновь», «Мой бедный, мой далекий друг», цикл «Жизнь моего приятеля», «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух», предстают как близкое окружение обоих «Демонов» (1910 и 1916) и образа «демона» из поэмы «Возмездие» (1910—21). Б. не только видел в «демоне» трагич. мятежного борца и «предвестника лучшего», но и показал неизбежность вырождения его индивидуалистич. природы.

Наиболее полно Б. высказал свои взгляды на Л. в рец. на книгу Н. А. Котляревского «Педант о поэте» (1906). Б. предпочитает либерально-академич. обезличиванию поэта творч. провидение его образа, к-рый пока «темен, отдален и жуток». Гл. чертой лермонт. поэзии Б. считал пророческую «тревогу духа» и действенную силу. В ст. «Безвременье» (1906) Б. поставил Л. за бескомпромиссность идеалов впереди Ф. М. Достоевского, рядом с Н. В. Гоголем, как провидца судеб России. О нар. характере суровой любви Л. к родине говорит Б. в ст. «Народ и интеллигенция» (1908). Ст. «Три вопроса» (1908) обнаруживает перекличку Б. с Л. в понимании цели иск-ва, его «необходимости и полезности». В 1920 Б. подготовил однотомник избр. соч. Л. (изд. Гржебина, Берлин — Пб.), рассчитанный на массового читателя. Изд. включало все наиболее зрелое и ценное из изданного Л.; по новизне и обоснованности принципов отбора оно являлось для того времени образцовым. Во вступит. статье Б. писал, что «наследие Л. вошло в плоть и кровь русской литературы». Основу статьи (носящей компилятивный характер — первый оригинальный вариант ее был отвергнут и не сохранился) составляет биография Л. В ряде прим. Б. высказывает важные мысли о народности и революц. духе поэзии Л.

Многочисл. пометы Б. на экземпляре Полного собр. соч. Л. (СПБ, 1910—13, хранится в Б-ке ИРЛИ), относящиеся к 1910—19, свидетельствуют о глубоком интересе к личности Л. и его творчеству, в частности к вопросам поэтики и стихотв. техники, а также об осведомленности Б. в проблемах лермонтоведения.

Соч.: Собр. соч., т. 1—12, Л., 1932—36; Собр. соч., т. 1—8, М. — Л., 1960—63 (т. 8 — указатель имен); Записные книжки. 1901—1920, М., 1965; Письма к жене, ЛН, т. 89 (указат. имен).

Лит.: Шувалов С. В., Блок и Л., в кн.: О Блоке, М., 1929, с. 95—127; Розанов И., Блок — редактор поэтов, там же, с. 25—59; Жак Л., А. Блок о Л., в сб.: Лит. Саратов, 1946, № 7, с. 92—111; Семинарий, с. 59—60, 361—62; Максимов (2), с. 247—65; Шаповалов Л. А., Об одном лермонт. образе у А. Блока, в кн.: М. Ю. Лермонтов, [Воронеж], 1964, с. 221—35; Эйхенбаум Б., А. Блок и М. Л., в его кн.: О поэзии, [Л., 1969], с. 308—10; Громов П., А. Блок, его предшественники и современники, М. — Л., 1966, с. 414—34; Голованова (2), с. 90, 92—110; Миллер О. В., Пометы А. Блока на полном собр. соч. Л., «РЛ», 1975, № 3, с. 212—19 полном собр. соч. Л., «РЛ», 1975, № 3, с. 212—19; Чуковский К., Из дневника (1919—1921), «ВЛ», № 10, с. 302.

Ю. К. Герасимов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое блок александр александрович
Значение слова блок александр александрович
Что означает блок александр александрович
Толкование слова блок александр александрович
Определение термина блок александр александрович
blok aleksandr aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):