Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - чехов антон павлович

Чехов антон павлович

Чехов Антон Павлович

Ч́́ЕХОВ Антон Павлович (1860—1904), рус. писатель. Обращение Ч. к творчеству Л. стало систематическим с кон. 70-х гг.; Ч. не только читает и перечитывает произв. Л., но и часто их цитирует (см. Полн. собр. соч. и писем, т. 1, с. 162; т. 2, с. 353; т. 3, с. 335, 373, 528; т. 4, с. 565; т. 6, с. 153, 461; т. 7, с. 259; т. 8, с. 354, 375, 458, 485; т. 13, с. 389), широко пользуется поэтич. формулами из стих. "Парус", "Воздушный корабль", "Благодарность", "Сон", "Беглец", "Дума", "Бородино", полемически комментирует лермонт. текст (см. там же, т. 12, с. 348). Путешествие по Кавказу в 1888 усиливает круг лермонт. ассоциаций; свои впечатления от Военно-Груз. дороги, Казбека, Терека Ч. передает образами Л.: «Это не дорога, а поэзия, чудный фантастический рассказ, написанный демоном и посвященный Тамаре» (там же, т. 14, с. 147). На основе этих впечатлений у Ч. возник замысел произв. «на тему о любви», в к-ром он намеревался рассказать о том, как «...порядочный человек увез от порядочного человека жену...», о предрассудочности «несходства убеждений», о Военно-Груз. дороге, о семейной жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке (там же, т. 14, с. 239). Замысел этот был впоследствии частично реализован в повести «Дуэль», ситуации и персонажи к-рой не только вызывают ассоциации с «Героем нашего времени», но и становятся формой полемики с романом Л. Категорический, не знающий компромиссов «печоринский» взгляд на жизнь и человека развенчивается в «Дуэли» (прежде всего в образе барона фон Корена). Лермонт. скептицизм и в то же время жажда жизни, действия приводят в новой историч. обстановке развитую личность к эгоцентризму, к потере нравств. критериев, к изоляции от общества. Преступная бездеятельность и равнодушие к человеку (Лаевский, Самойленко) становятся трагич. признаком эпохи. Рефлексия, самоанализ «от скуки и по какому-то недоразумению» есть, по Ч., признаки «вырождения, вымирания» совр. интеллигента.

Печорин (и «печоринство») как социально-психол. явление продолжает интересовать Ч. В письме А. С. Суворину он рассказывает о «сахалинском Лермонтове», к-рый «...писал «Сахалино» — пародию на «Бородино», всегда таскал в кармане брюк громадный револьвер и сильно зашибал муху» (там же, т. 16, с. 409). Разновидность подобного рода эпигонски вульгаризированного «романтика» мы находим и в образе Соленого в «Трех сестрах» (там же, т. 19, с. 18). В устах подобных героев нередки цитаты из произв. Л., приобретающие сниженно-пародийный характер (так, Змеюкина в «Свадьбе» и Соленый пользуются одной и той же цитатой из «Паруса»). Есть и др. случаи, когда Ч. прибегает к образам и формулам Л. для обозначения социально-психол. типов (так, при характеристике крестьян Нижегородской губ. он в 1892 вспоминает «купца Калашникова»; там же, т. 15, с. 308). В окт. 1889 Ч. посетил П. И. Чайковского, и у них возник совм. замысел оперы по мотивам повести Л. «Бэла» (там же, т. 14, с. 415).

Л. интересовал Ч. и как личность, и как тип писателя; он знакомится с критич. и биографич. литературой о нем (в б-ке Ч. была книга Н. А. Котляревского «М. Ю. Лермонтов», 1891). В 1889 в письме к П. А. Сергеенко Ч. приводил Л. в пример писательской активности, видя в этом одно из свойств таланта вообще (см. там же, т. 14, с. 325—26). Он склонен был противопоставлять творчество Л. творчеству совр. поэтов-модернистов как пример осторожного обращения со словом и значительности содержания. Л. оказался близок Ч. сильным лирич. началом, социальным критицизмом и аналитич. подходом к человеческому характеру. Подобно Л., Ч. особое внимание уделяет подтексту, иногда при этом непосредственно обращаясь к Л.; так, строки из "Утеса" в эпиграфе к рассказу "На пути" (1886) являются сжатым филос. выражением сюжетной ситуации, придают рассказу особую смысловую емкость. Ориентация на психол. прозу Л. определила и ту высокую оценку, к-рую Ч. дал "Тамани". По его мнению, "Тамань" Л. и "Капитанская дочка" А. С. Пушкина "...прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой" (там же, т. 14, с. 18). Известна чеховская характеристика Л.-прозаика, записанная С. Н. Щукиным: "Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова...Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, — по предложениям, по частям предложения...Так бы и учился писать" (А. П. Чехов в воспоминаниях современников, М., 1960, с. 463). По словам И. А. Бунина, Ч. часто упоминал о Л. "Не могу понять, — говорил Ч. о "Тамани" Лермонтова, — как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно" (там же, с. 514). В качестве эталона новеллы Ч. также вспоминал "Тамань", разбирая рассказ М. Горького "На плотах" (см. А. Серебров, там же, с. 650).

В совр. исследованиях рассматриваются многочисл. случаи идейно-тематич. и структурно-композиц. близости рассказов Ч. («Воры», «Верочка», «Невеста», «Дом с мезонином», «Дуэль», «Огни», «Скучная история», «Красавицы», «Пари», «Черный монах» и др.) к худож. прозе Л. В психол. драме Ч. также обнаруживаются черты сходства с драматургией Л. (нередко обращали внимание на преемственность худож. тенденций и конструктивных элементов в «Иванове» Ч. и «Странном человеке» Л., а также в «Иванове» и «Трех сестрах» Ч. и драмах Л. «Menschen und Leidenschaften» и «Маскарад»). Для драматич. произв. Л. и Ч. характерно психолого-аналитическое, а не событийное развитие; за каждым действующим лицом в их пьесах стоят сложные психологич. и филос. системы, столкновение к-рых и определяют ритм драматич. действия, его незавершенность во временн́́ых и пространств. пределах пьесы.

Соч. Полн. собр. соч. и писем, т. 1—20, М., 1944—51 (по указат.).

Лит.: А. П. Чехов в воспоминаниях современников, М., 1960 (по указат.); Дурылин (3), с. 174; Громов Л. П., Чехов и его великие предшественники, в сб.: Великий художник, [Ростов н/Д., 1959], с. 90—92, 94—100; Шаталов С. Е., Петрушков В. С., Чехов и Л. (о ненаписанном романе Чехова), «Уч. зап. Тадж. ун-та», 1959, т. 19, в. 3, с. 61—89; Пустынников (1), с. 97—118; Новикова Т. И., М. Ю. Л. и А. П. Чехов (из наблюдений над стилем), в кн.: VI конф. (Ставрополь); Тамахин В. М., Мотивы «Героя нашего времени» в творчестве Тургенева и Чехова, в кн.: К проблемам теории и истории лит-ры, Ставрополь, 1966, с. 96—111; Громов Л. П., «Воры» Чехова и «Тамань» Л., в кн.: Сб. статей и материалов, в. 4, [Таганрог], 1967, с. 3—14; Захаркин А. Ф., Л. и Чехов, в кн.: Очерки по истории рус. лит-ры, ч. 1, М., 1967 («Уч. зап. МГПИ им. Ленина», № 256).

В. В. Основин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чехов антон павлович
Значение слова чехов антон павлович
Что означает чехов антон павлович
Толкование слова чехов антон павлович
Определение термина чехов антон павлович
chehov anton pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):