Лермонтовская энциклопедия - добролюбов николай александрович
Связанные словари
Добролюбов николай александрович
Добролюбов Николай Александрович
ДОБРОЛ́́ЮБОВ Николай Александрович (1836—61), рус. критик и публицист, революционер-демократ. Познакомился со стихами Л. еще будучи семинаристом; тогда же прочел неопубл. поэму «Демон». Первая запись о чтении соч. Л. (изд. 1847) находится в его «Реестрах читанных книг» за 1852: «Поэзия Лермонтова особенно по душе мне.
Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, я разделяю его убеждения... Грусть и презрение к жизни нередко были последствием чтения Лермонтова. А это много значит, когда поэт производит такое впечатление!» (VIII, 402—03). В той же записи говорится об увлечении характером Печорина и о способности критически отнестись к собств.
увлечению. Преодоление «печоринства» — один из этапов на пути стремительного идейного формирования Д.
Дневники и статьи Д. насыщены цитатами из стихов Л. В 1857, читая Н. А. Татариновой курс рус. лит-ры, Д. дал общую характеристику Л., воспользовавшись статьями В. Г. Белинского, но особенно подчеркнув недовольство Л. «обществом, в котором он должен жить» (ЛН, т.
67, с. 255—56). Отд. работы о Л. критик не оставил. Наиболее важные мысли его высказаны в ст. «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858), где дана высокая оценка стих. «Родина»: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта» (II, 264). В ст. «Что такое обломовщина?» (1859), продолжая мысль Белинского об Онегине и Печорине как представителях «лишних людей» в рус.
лит-ре, Д. полемически завершил эволюцию этого типа образом Обломова; интерпретация обществ. бездействия «лишнего человека» как «обломовщины», вызвавшая возражения критики (А. П. Милюков), свидетельствовала, в частности, об известной односторонности в восприятии Д. как конкретно-социального, так и филос. содержания образа Печорина и романа Л.
в целом. Указывая, что Л. с его «громадным талантом» видел спасение от «ложного пути» только в народе, Д. в то же время считал, что поэту недоставало положительного «жизненного идеала».
Лит.: Гершензон, с. 598—99; Бурсов Б. И., Учение Добролюбова о реализме, «Уч. зап. ЛГУ. Серия филол. наук», 1952, № 158, в. 17, с. 144—46; Лаврецкий, с.
26—28; Сутягин И. Н., Добролюбов о народности лит-ры, Ростов н/Д, 1966, с. 104—15.
В. В. Жданов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.
, 1981 .