Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - гоголь николай васильевич

Гоголь николай васильевич

Гоголь Николай Васильевич

Ѓ́ОГОЛЬ Николай Васильевич (1809—52), рус. писатель. О личных взаимоотношениях Л. и Г. известно немного, зафиксировано лишь присутствие Л. на именинах Г. 9 мая 1840 (в Москве, в саду у М. П. Погодина), где поэт читал Г. отрывок из поэмы «Мцыри», а также их встреча на следующий день на вечере у Е. А. Свербеевой. Однако, поскольку первый эпизод имел место на другой же день по прибытии Л. в Москву (по пути на Кавказ), надо полагать, что писатели познакомились раньше, в период пребывания Г. в Петербурге в ноябре — 1-й пол. декабря 1839. Вероятность этого факта подкрепляется общностью мн. петерб. связей Л. и Г.: с кругом «Совр.», «ОЗ» и др. В творчестве Л. сохранились следы серьезного внимания к прозе Г. 30-х гг. В «Княгине Лиговской» усвоены нек-рые особенности гоголевского сказа, сатирич. портрета; близок к манере Г. ряд жанровых сцен; имеются прямые реминисценции из «Невского проспекта» и «Портрета» Г. В отрывке «Штосс» очевидны приметы чтения «Портрета» и «Записок сумасшедшего».Н. В. Гоголь. Рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова. Карандаш. 1839.

Резкие различия в характере писательских индивидуальностей Л. и Г. не позволяют придавать большого значения проблеме непосредств. влияния одного на другого, но тем существеннее соответствия более широкого плана. Передовая критика, начиная с В. Г. Белинского, связала имена Л. и Г., назвав их первыми представителями «послепушкинского» периода в рус. лит-ре. Классич. уравновешенность Пушкина у Л. и Г. сменяется трагически напряженным голосом личности, не желающей принимать страдательной роли в историч. процессе. У Л. выражением протеста нередко становится «с небом гордая вражда»; у Г. он выливается в сатиру на пассивных «существователей», превратившихся в «мертвые души». В основе неприятия действительности у обоих писателей лежит представление о свободе человеческого духа, вера в его творч. потенции. От осмысления конфликта между личностью и обществ. средой в духе руссоист. и романтич. традиций и Л., и Г. идут к его реалистич. раскрытию. «Подлой современности» (Г.) у обоих противостоят идеалы человеческого братства, дух «русского богатырства», нар. героика 1812. Близок был Г. и обличительный пафос «Думы» (упомянутой в его «Учебной книге словесности»), хотя мировоззренч. истоки его у Г. и Л. различны. В одной из редакций речи генерал-губернатора (2-й т. «Мертвых душ») содержатся строки: «Страшным, оскорбительным упреком и праведным гнев поразнас негодующее потомство...» (вариант: «упреком оскорбит нас») — Гоголь, VII, 280; VIII, 484.

К 1839—40 относится первый из известных отзывов Г. о творчестве Л., приведенный С. Т. Аксаковым: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца». В развернутом виде та же мысль содержится в статье Г. «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846). В прозе Л., по словам Г., «видно больше углубления в действительность жизни», чем в его стихах; в Л. «готовился будущий великий живописец русского быта». Без сомнения, исходя из того же критерия эпич. объективности и жизненной конкретности, Г. признал (вслед за Белинским) «Сказку для детей» лучшим стихотв. произв. Л. С оценкой критика перекликается и характеристика Г. «Песни про... купца Калашникова» в наброске «Учебной книги словесности для русского юношества». Автор «Тараса Бульбы» определяет «Песню» как «созданье значительное, когда содержание создано все поэтом, но в духе народном отгаданы дух и время». Проявления субъективного начала в поэзии Л. (преобладание эмоц. выразительности над лексич. точностью, жанровая нечеткость) были восприняты Г. как недостаток. Отводя Л. первое место среди поэтов послепушкинского поколения, Г. в статье о рус. поэзии тем не менее упрекает его за «излишество и многоречие», к-рые кажутся ему признаком небрежного отношения поэта к своему труду. Между тем принцип муз. экспрессивности роднит поэзию Л. с прозой самого Г. Однако в 40-е гг. искания Г. в области прозы имели иное направление. Он стремится придать своему повествованию эпич. объективность и точность. Отсюда его восхищение Л.-прозаиком: «Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой». Выдвинув в качестве гл. обществ.-эстетич. задачи нравств. преобразование человека и об-ва, Г. в период создания «Мертвых душ» подошел к проблеме исследования человеческой души в ее реальном психологич. аспекте. Здесь он не мог миновать того, что было сделано в этой области Л. В «Авторской исповеди» Г. сказано: «Все, где только выражалось познанье людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало». Сведения о круге чтения Г. позволяют предположить, что под «исповедью светского человека» подразумевался роман Л.

Глубокие различия в мировоззрении обоих писателей, вера Г. в нравств. очищение человека сделали неприемлемым для него скепсис Л. Приближаясь к наивно-реалистич. трактовке демонич. темы в поэзии Л., Г. пишет, что лермонт. демон «вырос... не от собственной силы, но от усталости и лени человека сражаться с ним». Пафосу лермонт. «Поэта» в статье Г. о рус. поэзии противостоит призыв: «Другие дела наступают для поэзии. Как во время младенчества народов служила она к тому, чтобы вызывать на битву народы, возбуждая в них браннолюбивый дух, так придется ей теперь вызывать на другую, высшую битву человека — на битву... за нашу душу». Уклонением Л. от этих высших обязанностей поэта Г. мотивирует его безвременную гибель. Близкими своей нравств.-эстетич. программе Г. считал такие стих. Л., как «Молитва» и «Ангел»; в последнем его, возможно, привлек родств. ему мотив «воспоминаний души».

Соч. Полн. собр. соч., т. 8, М. — Л., 1952, с. 401—04, 408, 443, 474, 483—87.

Лит.: Розанов В. В., М. Ю. Л. (К 60-летию кончины), «Новое время», 1901, № 9109; Эйхенбаум (3), с. 18; Эйхенбаум (12), с. 71; Виноградов В. В., с. 541, 545—550; Михайлова Е. Н. (2), с. 138—41; Нейман Б. В., Л. и Гоголь, «Уч. зап. МГУ. Труды каф. рус. лит-ры», 1946, в. 118, с. 124—38; Герштейн (3), с. 420; Аксаков С. Т., История моего знакомства с Гоголем, М., 1960, с. 38, 43; Лотман Ю. М., Истоки «толстовского направления» в рус. лит-ре 1830-х гг., «Уч. зап. Тартус. ун-та», 1962, в. 119, с. 3—76; Соллертинский Е. Е., Л. и Гоголь, в кн.: Вопросы рус. и заруб. лит-ры, т. 2, Куйбышев, 1966, с. 24—45; Федоров (2), с. 200—08, 222—27.

Е. А. Смирнова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гоголь николай васильевич
Значение слова гоголь николай васильевич
Что означает гоголь николай васильевич
Толкование слова гоголь николай васильевич
Определение термина гоголь николай васильевич
gogol nikolay vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):