Лермонтовская энциклопедия - хачатурян арам ильич
Связанные словари
Хачатурян арам ильич
Хачатурян Арам Ильич
ХАЧАТУР́́ЯН Арам Ильич (1903—78), сов. композитор и обществ. деятель. Творчество Л. особенно близко композитору. Отмечая большой интерес композиторов всех эпох и народов к личности поэта, его произведениям, Х. писал: «Лермонтов — один из тех великих русских гениев, чье творчество будет вечно жить в музыке!».
Особенно известна музыка Х. к спектаклю «Маскарад», пост. в 1941 Моск. театром им. Евг. Вахтангова (см. подробнее в ст. Театр). «С трепетным волнением писал я музыку к драме Лермонтова «Маскарад». Какая глубина чувств, всепобеждающая сила страстей!» — вспоминал Х. Романс Нины изд. в сб.: Романсы и песни сов. композиторов на тексты Лермонтова (М.
— Л., 1941, с. 85—89). В 1944 Х. на основе музыки к спектаклю создал две редакции Сюиты для оркестра в пяти частях: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс, Галоп. 1-я ред. для малого состава симфонич. оркестра была исполнена 6 авг. 1944; 2-я ред. для парного состава симфонич. оркестра прозвучала 8 ноября 1944 (партитура: М., 1947; М., 1954).
Неоднократно осуществлялись также переложения, обработки Сюиты и ее отд.
частей: переложение Вальса для фп. А. Долуханяна (Л., 1948), инструментовка Вальса для оркестра смешанного состава М. Смузикова (М. — Л., 1950), концертная обработка для скрипки и фп. Вальса М. Фихтенгольца (М., 1951) и др. По наблюдению И. Андроникова, «в музыке Хачатуряна к «Маскараду» все отмечено той новизной, которая никогда не состарится».
«Трудно представить себе музыку, — пишет он о знаменитом вальсе Арбенина, — более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова», подчеркивая, что это «музыка глубоко современная и по фактуре и по ощущению поэзии Лермонтова, совершенно свободная от какой-либо стилизации, от попытки «подделаться» так, чтобы трудно было отличить эту музыку от подлинного произведения эпохи» («Огонек», 1960, № 1, с.
23—24). В 1948 на основе музыки вальса из драмы «Маскарад» композитор создал муз. соч. «Встреча с Лермонтовым» (слова П. Германа) (рукопись — в ЦГАЛИ, ф. 1417). В 1954 Х. написал музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов» (пост. МХАТ), получившую высокую оценку в печати. На основе музыки к спектаклю Х. в 1959 создал Сюиту в четырех частях: Вступление («На смерть поэта»), Мазурка, Вальс, Интермеццо и финал (Лермонтов на Кавказе) (партитура для большого симфонич.
оркестра, М., 1964). Концертную обработку Вальса (№ 3) для фп. из Сюиты сделал А. Госберг (М., 1959).
Лит.: Работы композитора А. Хачатуряна, «Ленингр. правда», 1941, 10 мая; Мартынов И., Арам Хачатурян, М., 1956, с. 37—38, 68; Андроников (9), с. 426—33; Хубов Г., Арам Хачатурян, М., 1962, с. 428, 431—35; Гловацкий, с. 96—98, 101—02; А. И. Хачатурян. Нотографич.
и библиографич. справочник. Сост. Е. Садовников, М., 1967, с. 35—39, 45, 60, 64, 85, 102; Барутчева Э., Л. в театр. музыке Хачатуряна, в кн.: Из истории музыки XX в., Сб. статей, М., 1971, с. 65—77; Мар Н., Музы Арама Хачатуряна, «ЛГ», 1973, 6 июня; Андроников И., Вальс Арбенина, в его кн.: К музыке, М., 1975, с. 259—68; Селегей П., Домик Л. Путеводитель, 2 изд.
, Ставрополь, 1978, с. 15; А. Хачатурян. Ното-библиографич. справочник. Сост. Д. М. Персон, М., 1979.
Л. И. Морозова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981
.