Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - иллюстрирование произведений лермонтова

Иллюстрирование произведений лермонтова

Иллюстрирование произведений Лермонтова

ИЛЛЮСТР́́ИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕД́́ЕНИЙ Лермонтова. При жизни поэта его произв. не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авт. иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рис. к стих. «На севере диком» (карандаш, 1841). Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авт. иллюстрация к «Маскараду», ныне утерянная (акв.). Три рис. Л. («Военный верхом и амазонка», «Гулянье в саду» и «Дуэль»), к-рые неоднократно воспроизводились как авт. иллюстрации к «Герою нашего времени», таковыми не являются, поскольку первая (карандаш, 1841) не совпадает с текстом романа, а две другие (перо, 1832—34) сделаны задолго до работы над ним. По той же причине нельзя считать авт. иллюстрацией «Портрет мужчины в плаще» (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что «это фаталист».

Первым обращением к творчеству Л. художника-профессионала принято считать картину В. А. Тропинина, существующую в двух вариантах под разными назв.: «Казначейша» [масло, 1841; ГРМ; см. Пахомов (2), с. 219] и «Женщина в окне» (масло, без даты; ГТГ). История ее создания неизвестна, само же изображение молодой женщины, склонившейся из окна, лишено к.-л. деталей, связывающих его с сюжетом «Тамбовской казначейши». Все это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Л. В дальнейшем рус. живописцы неоднократно обращались к поэзии Л.

В 1852 Н. Н. Ге создал полную драматизма картину, иллюстрирующую кульминац. момент поэмы «Хаджи-Абрек». М.А. Зичи в 1860 написал картину «Демон и Тамара» (ГТГ; воспроизведена отд. листом, гравировка Симмонса; 1860; ИРЛИ). В 1863 А. Д. Литовченко представил на Академич. выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара»; место хранения неизв.; не воспроизводилась). М.П. Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной «Въезд улан (из «Казначейши» Л.)». В 1876 Л. Ф. Лагорио написал романтич. пейзаж «Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье», к-рый можно рассматривать как илл. к стих. «Тамара» (ГРМ; воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). По предложению С. И. Мамонтова, В.Д. Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стих. Л. «Желание» («Зачем я не птица...»); картина не была написана, сохранился лишь эскиз. На предложение Мамонтова откликнулся и В.М. Васнецов: в 1882 его полотно «Зачем я не птица», выполненное в героико-романтич. духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке. В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» [Серпуховский худож. музей; см. Пахомов (2), с. 292]; в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости». И.И. Шишкин, работая над илл. к стих. «На севере диком» (1890), дал, наряду с графическим, живописное воплощение этой темы; картина иллюстрирует 1-ю строфу и выполнена в жанре реалистич. пейзажа, отчего сложная символика стих. остается за пределами изобразит. решения.«Герой нашего времени». Илл. В. А. Агина. Карандаш. 1840-е гг.

В 1885 к «Демону» обратился М.А. Врубель, и с тех пор этот образ занял центр. место в его творчестве. Три полотна — «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901—02) так же, как и серия его книжных илл. к этой поэме (1890—91), по глубине филос. содержания, по смелости эстетич. исканий относятся к шедеврам мирового иск-ва. В 1898 художник В. К. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково — «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары»; роспись отмечена приторной «красивостью» [см. Пахомов (2), с. 292]. Над живописным решением образа Демона работал К.С. Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде; место хранения неизв.; не воспроизводилась).

Все эти попытки воплощения лермонт. образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили (за исключением работ Врубеля) заметного следа в истории рус. иск-ва. В основном же интерпретация творчества Л. стала достоянием графиков и развивалась в русле книжной и станковой илл.

Впервые книжные илл. к произв. Л. появились в 1844, в иллюстрир. лит. сб. «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии...». Е.И. Ковригин иллюстрирует здесь отрывки из поэм «Хаджи Абрек» и «Тамбовская казначейша». В соответствии с характером такого рода изданий, его рис. подчинены прежде всего задаче оформления книги, они связаны с определенными строками текста и не претендуют на психол. трактовку образов; к тому же талантливый художник-бытописатель остался чужд романтич. стихии первой поэмы и не воспринял иронич. интонацию второй. Его илл. — лишь жанровые картинки [см. Пахомов (2), с. 220]. Романтич. пафос творчества Л. оказался недоступен и замечат. интерпретатору «Мертвых душ» А. А. Агину: 8 его набросков 40-х гг. к «Демону» весьма наивны [карандаш, ГРМ; два из них см. Пахомов (2), с. 223]. Невыразителен рис. к «Бэле» В. А. Агина. В 1853 график А. М. Волков выполнил илл. к «Боярину Орше» — «Орша застает Арсения у дочери» (перо, ГЛМ; см. ЛН, тт. 43—44, с. 433).

В 60-е гг. появились первые художественно значит. и оригинальные илл. к произв. Л.: 2 серии рис. к «Песне про...купца Калашникова», выполненные в 1862—1864 В.Г. Шварцем и в 1865 А.И. Шарлеманем. Им предшествовал лубок на ту же тему — 7 гравиров. рис. на одном листе [изд. А. А. Абрамова, 1858; ГМИИ; см. Пахомов (2), с. 227] — первое и единственное заслуживающее внимания обращение к Л. в этом оригинальном жанре рус. графики (в 1880—1910-е гг. изд-во И. Д. Сытина и др. изд-ва выпустили ок. 30 лубочных картин на сюжеты Л., однако к тому времени лубок заметно деградировал, ни один из этих листов не имеет худож. ценности; описание их см. Клепиков С., Лермонтов и его произведения в русской народной картинке, ЛН, т. 45—46).

Внимание иллюстраторов к «Песне про...купца Калашникова» отражает общие демократич. тенденции в развитии реалистич. иск-ва 60-х гг. Присущее поэме демократич. начало, глубокое проникновение в дух эпохи — все это открывало для историч. живописца Шварца богатые возможности. Пять его рис. отличаются выразит. характеристиками персонажей, точностью бытовых деталей, отчетливо выраженным демократизмом (опубл. в альбоме «Исторические рисунки акад. В. Г. Шварца», СПБ, 1872). Станковые илл. Шварца — переломный момент в истории иллюстрирования Л., первая попытка интерпретации лит. произв. в целом. Резко отличаются от них илл. Шарлеманя к той же «Песне...» (изд. Глазунова, СПБ, 1865). Его трактовка образов оказалась поверхностной; вместе с тем все 11 илл. безупречны по технике рисунка, весьма декоративны и хорошо компануются с текстом, что сделало первое иллюстрир. издание поэмы значит. явлением в истории рус. книжной графики (книга неоднократно переизд.). В 1868 акв. иллюстрации и 2 рис. к «Песне...» выполнил И.Е. Репин — это было его первое обращение к Л.

В эти годы приобретает популярность особый вид иллюстрир. изданий — альбомы большого формата, развивается станковая илл.; основанная на литературном источнике, она теряет непосредственную зависимость от текста и приобретает самостоятельное значение как рисунок на тему того или иного произведения. Типичное издание такого рода — «Северное сияние. Русский художественный альбом» (СПБ, изд. В. Е. Генкель, тт. I—IV, 1862—1865). Здесь публиковались гравюры с работ рус. художников, в т.ч. серия «Рисунки к соч. русских писателей». 12 илл. к произв. Л. в этой серии (тт. II—III) были первой попыткой дать образную интерпретацию творчества писателя. Однако эта попытка оказалась несостоятельной: привлеченные к изданию художники в большинстве своем были чужды стихии лермонт. творчества. К.Д. Флавицкий дал 6 илл., в к-рых нашла выражение его склонность к экзотич. эффектам, театральность, порой граничащая с безвкусицей («Ангел», «Сказка для детей»). А. И. Лебедев, известный карикатурист и блестящий интерпретатор М. Е. Салтыкова-Щедрина, в илл. к «Маскараду» и «Княжне Мери» оказался статичен и невыразителен. Посредственно выполнены илл. неизв. художника к «Мцыри»; илл. Н. Негодаева к «Демону» комична в своем безвкусии, а гравюра с картины М. И. Пескова «Кулачный бой при Иоанне Васильевиче Грозном» создавалась вне связи с поэмой Л. Исключением является илл. В.В. Верещагина к «Княжне Мери», эскизный характер рис., как худож. прием, был новаторским для того времени. Рис. сохранил свою эстетич. ценность и постоянно воспроизводится в изданиях Л.

Мастерством исполнения, экспрессивностью, не лишенной оттенка театральности, отличаются 2 станковые илл., созданные в 60-х гг., но оставшиеся в то время неопубл.: рис. Т.Г. Шевченко к стих. «Умирающий гладиатор» и акв. Г.Г. Гагарина «Сон».«Пророк». Илл. И. Е. Репина. Карандаш. акварель. 1890

Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совм. с Лагорио и Шарлеманем). В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отд. изд. «Демона», а потом и собр. соч. Л. Оба издания не осуществились. Художник выполнил 2 сюиты рис. к «Демону» и неск. станковых акв. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). Особенно проявились эти черты в акварелях Зичи, но именно они в то время имели большой успех. В 1891 «Демон» с илл. Зичи был издан в Тифлисе. Др. крупная его работа — серия илл. к «Княжне Мери», выполненная в реалистич. манере. Зичи создал также мн. мелких карандашных зарисовок к повести. Большое значение художник придавал зарисовкам мест, связанных с действием романа, считая, что точность описаний была предусмотрена Л. как средство достижения наибольшей правдивости. Работа Зичи была единственной (и для дореволюц. графики) попыткой целостного осмысления творчества Л. в изобразит. иск-ве.«Маскарад». Илл. Л. О. Пастернака. Тушь. 1891

К 70—80-м гг. относятся лермонт. работы известных художников: П.М. Боклевский сделал неск. акв. и карандашных эскизов, изображающих Печорина, весьма, однако, поверхностных (1874). Клодт, кроме жанровой картины на сюжет «Тамбовской казначейши», опубл. композицию из 13 рис. к «Боярину Орше» («Пчела», 1877, № 2), а Павел П. Соколов — композицию из 11 рис. к «Герою...» («Всемирная иллюстрация», 1878, № 473); обе композиции (оригиналы их неизв.) носят жанровый характер, как и илл. Э. М. Андриолли к «Герою...» («Вера») в альбоме «Женщины рус. писателей... Лит. характеристики М. В. Авдеева. Фотографич. рис. по картинам Э. М. Андриолли» (СПБ, 1879). В 1881 А. Д. Кившенко, автор картины «Совет в Филях», сделал 2 акв. к «Бородино», 11 эскизов к «Боярину Орше» и 2 рис. к «Русалке» и «Ангелу» (ИРЛИ; частично воспроизведены: Описание ИРЛИ). В 80-х гг. обратились к иллюстрированию Л. такие мастера, как Репин («По небу полуночи» — «Ангел», 1880; «Три пальмы», 1884; «Бэла», 1884 и 1887), В.А. Серов («Морская царевна», 1884) и Врубель («Пророк», «Ангел», «Демон», 1884—86). В 1888 М.В. Нестеров создал сюиту илл. к «Песне про...купца Калашникова» (М., изд. А. Д. Ступина, 1893).

С сер. 70-х гг. в России широко распространялись иллюстрир. журналы коммерч. характера. В 1874—98 в «Ниве», «Живописном обозрении», «Севере» и др. появилось более 70 илл. к соч. Л., ни одна из к-рых не имеет худож. ценности (коллекция вырезок хранится в ИРЛИ; нек-рые оригиналы в ИРЛИ и ГЛМ).

В 1891 истек срок исключит. права на изд. соч. Л., принадлежавшего фирме И.И. Глазунова. Это дало толчок к появлению ряда изданий, в т.ч. иллюстрированных. Особое место среди них занимают «Сочинения» Л. под ред. П. П. Кончаловского (отца художника) (М., изд. И. Н. Кушнерева, 1891), ознаменовавшие поворотный момент в истории лермонт. иллюстрации. Кончаловский привлек 18 художников разных поколений и школ; среди них — мастер романтич. пейзажа И. К. Айвазовский, создатели реалистич. пейзажной живописи Шишкин и Поленов, представители разных направлений в историч. живописи А. М. и В. М. Васнецовы, В.И. Суриков, мастера-реалисты С.В. Иванов, В. Е. Маковский, Репин, К.А. Савицкий, К.А. Трутовский, а также Е.Е. Волков и Н.Н. Дубовской, художники младшего поколения — Врубель, К.А. Коровин, Л.О. Пастернак, Серов.

Кончаловский предоставил им полную свободу в выборе сюжетов и техники воплощения. В результате — отсутствие общей концепции, разностильность, случайность в выборе тем, появление одинаковых сюжетов у неск. художников при кардинальном различии в их трактовке. Однако именно этот «анархизм», отмеченный совр. критикой как недостаток, определил значение издания Кушнерева в истории иллюстрирования Л. Столкновение противоположных школ и творч. индивидуальностей в пределах одной книги показало бесперспективность одних приемов в интерпретации Л. и те возможности, к-рые открывали в этой области другие. Так, метод иллюстрирования лирики«Тамбовская казначейша». Илл. К. А. Трутовского. Сепия. 1891

Л. путем изображения реалистич. пейзажа, хотя бы и подсказанного текстом, обнаружил свою несостоятельность: сложная символика поэзии Л. оставалась за пределами изобразит. решения даже в таком первоклассном рис., как «На севере диком» Шишкина; тем более очевидной стала бесплодность реализации символич. образа в др. случаях (Айвазовский — «Дары Терека», «Парус», «Тамара»; А.М. Васнецов — «Дубовый листок», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто, пестрою толпою окружен»; Волков — «Родина»; Дубовской — «Спеша на север издалека», «Мцыри», «Утес»; Иванов — «Желание»). Наоборот, отказ от излишней конкретизации и импрессионистич. недоговоренность пейзажа создавали известное созвучие илл. со стихами и открывали определенные перспективы в этом направлении (А. Васнецов — «Горные вершины», а также «Родина» — рисунок, который не появился в издании).

Многие участники изданий пользовались принципом жанрового решения илл. В нек-рых случаях это было оправдано наличием элементов жанра у Л. (Трутовский — «Казачья колыбельная песня» и «Тамбовская казначейша»); однако для таких произв., как «Сосед» или «Соседка» (Иванов), а тем более «Морская царевна» (Савицкий), это оказалось неприемлемым, так как приводило к слишком прямолинейному раскрытию символики стихотворения. Очевидной стала ограниченность возможностей чисто жанровых решений и при иллюстрировании «Героя...» (Дубовской, Савицкий) и «Демона» (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали филос. и нравств. содержание этих произв. Напротив, найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л. («Герой...», «Демон», илл. к лирике). Значит. успехов добились на этом пути Серов («Герой...», «Демон»), Пастернак («Маскарад», «Мцыри»).«Демон». Илл. М. А. Врубеля. Черная акварель. 1890—91

Важным достижением мн. участников издания было создание циклов илл. к одному произв.; преимущество этого метода проявилось в сравнении работ разных художников: если Маковский иллюстрировал только первые строки «Бородино», игнорируя осн. содержание стих. (то же и в илл. Пастернака «Умирающий гладиатор» и Л. Васнецова «Как часто, пестрою толпою окружен»), то циклы, созданные В. Васнецовым («Песня...»), Врубелем («Герой...», «Демон»), Ивановым («Боярин Орша»), Поленовым («Спор»), Репиным («Пророк»), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв. Т. о., изд. Кушнерева сделало очевидным существование принципиальных проблем иск-ва иллюстрации и наметило перспективы их решения; вместе с тем оно обогатило рус. иск-во целым рядом первоклассных произведений графики, а творч. открытия Врубеля и Серова, В. Васнецова и Сурикова, Репина и Поленова были учтены последующими иллюстраторами Л., в первую очередь сов. художниками.

В 1890—1910-е гг. появилось множество иллюстрир. изд. Л. Из них заслуживают внимания только «Избранные сочинения» под ред. В. Острогорского (СПБ, 1891) с илл. Савицкого, М. Е. Малышева и Клодта. Илл. в других изданиях носят чисто ремесленный характер; таковы серии «для народа», особенно «Иллюстрированная лермонт. библиотека», к-рую во множестве переизданий выпускали в 1891—1915 изд-ва Ф. Павленкова (СПБ), С. Панафидина (М.), Иогансона, а также серия «Дешевой библиотеки» (П., 1915—16). Эти рыночные серии отличались крайне низким уровнем, ни одна из сотен опубл. в них илл. не представляла худож. ценности. Исключение — «Песня...» с илл. Б.М. Кустодиева. Безвкусицей отмечены т. н. «роскошные» изд. с илл. С. С. Соломко («Песня...», СПБ, 1897), К. В. Изенберга («Демон», СПБ, 1897) и А. Р. Эберлинга («Демон», СПБ, 1910).«Княгиня Лиговская». Илл. В. П. Белкина. Тушь. 1931

Все значительное, что дали 1900-е гг. в области иллюстрирования произв. Л., связано с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв. иск-ва, в к-ром все элементы оформления (обложка, титул, илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. В деятельности этих мастеров книжной графики илл. к Л. занимали значит. место. Свойственные им культ утонченности и условности, стилизаторства и декоративности, стремление к фантастическому, склонность к пародии и гротеску определили круг избранных ими произв. Л. Одних художников привлекали кавк. поэмы и баллады (Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, В.Д. Замирайло), других — историч. сюжеты (Кустодиев, И.Я. Билибин), третьих — иронич. интонация нек-рых произв. (М.В. Добужинский).«Морская царевна». Илл. К. С. Петрова-Водкина. Тушь. 1913

Характерно, что «Герой...» фактически остался вне сферы внимания художников «Мира искусства» — интерпретация сложных психол. коллизий не входила в круг их интересов.«Вадим» Илл. М. В. Ушакова-Поскочина. Тушь. 1939

Два рис. Билибина к «Песне...» с их изящной стилизацией (1904) и акв. к стих. «Воздушный корабль» с ее фантастич. колоритом (1909), а также рис. М. Я. Чемберс-Билибиной «Три пальмы» (1908; ИРЛИ) — первые попытки соединить с поэзией Л. приемы книжной графики, разработанные «мирискусниками». В 1905 Кустодиев применяет эти приемы в сюите илл. к «Песне...»: он добился определенного ритма в общей композиции; стилизация и декоративность преобладают и здесь, однако они не противоречат реалистич. трактовке образов (противопоставление нравств. начала и мудрости народа жестокости царя-деспота). Добужинский иллюстрировал «Тамбовскую казначейшу» (СПБ, 1913); изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в иронич. стихию поэмы делают илл. Добужинского одним из лучших образцов рус. книжной графики нач. 20 в. Митрохин иллюстрировал стих. «Спор» (М., 1913); он разработал все оформление книги и создал стройную сюиту, где все элементы связаны воедино и строго подчинены сюжетному ритму, а яркая декоративность и сказочность соответствуют общему колориту «Спора». Подражанием этому изд. были книги, выпущенные изд-вом Сытина: «Казачья колыбельная песня» (М., 1914, илл. А. И. Комарова); «Три пальмы» (М., 1915, илл. его же); «Лирические картины» (М., 1915, илл. А. О. Вальтера).

К столетию со дня рождения Л. изд-во «Печатник» предприняло «Иллюстрированное полное собрание сочинений» под ред. В. В. Каллаша (М., 1914—15). В нем широко использованы илл. издания Кушнерева; новые силы были привлечены гл. обр. для работы над произв. Л., к к-рым до того художники не обращались. Здесь впервые появились илл. к сказке «Ашик Кериб» (Лансере), к драмам «Два брата» и «Menschen und Leidenschaften» (В. И. Комаров), «Испанцы» (Митрохин), «Странный человек» (А.Г. Якимченко); к поэмам «Ангел смерти» и «Джулио» (Митрохин), «Аул Бастунджи» (М. Сарьян), «Кавказский пленник» (Якимченко), «Корсар» (Замирайло), «Литвинка» и «Олег» (Чемберс-Билибина); к романам «Вадим» (В. Комаров; илл. вошли и в отд. издание, М., 1915) и «Княгиня Лиговская» (Н. Зарецкий). Были опубликованы также илл. Замирайло и Якимченко к «Мцыри» и Комарова к «Герою...». Гл. украшением издания были заставки к лирич. стихам работы Замирайло, Митрохина и А. П. Остроумовой-Лебедевой. Выполненные с большим изяществом и чувством стиля, они впервые показали плодотворность этого жанра илл. по отношению к лирике Л. (впоследствии его стали разрабатывать мастера сов. книжной графики). Образец этого жанра — серия заставок и концовок к «Демону», к-рую в 1914 выполнил Лансере для неосуществленного изд. поэмы с илл. Врубеля.

В 1914 изд-во «Грядущий день» готовило собр. соч. Л. (не было осуществлено); Д.Н. Кардовский выполнил для него 5 илл. к «Княгине Лиговской»; по-видимому, для этого же изд. Добужинский сделал неск. набросков к лирике; возможно, для него же были подготовлены и илл. И.А. Шарлеманя («Бородино», «Валерик») и О. Л. Делла-Вос-Кордовской («Сказка для детей»; см. ЛН, тт. 43—44, с. 419).«Песня про... купца Калашникова». Илл. И. Я. Билибина. Тушь. 1938

В 1918 сов. пр-во приняло решение об изд. рус. классиков в серии «Народная библиотека». Пять ее выпусков были посв. Л. Их иллюстрировали: А. Радаков («Песня...», 1919), Митрохин («Бэла. Максим Максимыч», 1919, «Тамань. Фаталист», 1919, «Баллады», 1920) и В.П. Белкин («Княжна Мери», 1920); Г. С. Верейский выполнил для этой серии илл. к «Странному человеку» (тушь, 1919; ИРЛИ; не воспроизводились), но выпуск, для к-рого они предназначались, не осуществился. В 1920 появилось Полн. собр. соч. Л. с илл. Белкина и в оформлении С. Чехонина (5-е изд., 1931).«Два брата». Илл. Г. Н. Петрова. Соус. 1940

За рубежом в это время были изданы: «Герой...» с илл. В. Н. Масютина (Мюнхен, 1922), тот же роман с илл. Полуэктова (Берлин, 1921) и «Тамара» с илл. М. Лагорио (Берлин, 1923). В целом же 20-е — нач. 30-х гг. почти не дали илл. к Л. Исключение — указ. работа Белкина, а также илл. неизв. художника к «Хаджи Абреку» (М., 1929) и В. Козлинского к «Герою...» (М., 1932).

С сер. 30-х гг. сов. художники начинают пристальнее вглядываться в образы классич. лит-ры. Сов. книжные графики идут преим. по пути создания иллюстрир. циклов. Для мн. художников этого времени (В.Г. Бехтеев, В.М. Конашевич, Н.В. Кузьмин, Т.А. Маврина и др.) работа над иллюстрированием Л. стала пробным камнем, на к-ром проверялись эти новые принципы. Характерен обширный цикл станковых илл. Бехтеева к «Герою...» (1936): выбор сюжетов свидетельствует о стремлении художника интерпретировать психол. коллизии романа. Его илл. к стих. «Как часто...» и неоконч. повести «У графа В...» принадлежат к лучшим попыткам истолкования творчества Л. в изобразит. иск-ве.

В сюите илл. к сказке «Ашик Кериб» (М., 1936), изд. для детей, к «Песне...» (1937, неопубл.) Конашевич разработал приемы, рассчитанные на детское восприятие, — сочетание декоративности и известной условности в изображении обстановки с пристальным вниманием к подробностям сюжета, с точностью характеристик действ. лиц (впоследствии этим широко пользовались все мастера дет. илл.). Сюита илл. Мавриной к «Измаил-Бею» (1937—39) воссоздает романтич. стихию поэмы, что достигается сочетанием острого штриха с прозрачным колоритом, неуловимыми переливами тонов, умением остановить фигуры в их стремит. движении. Эти опыты интерпретации Л., предпринятые тремя мастерами разных поколений, наметили осн. направления, по к-рым пошли сов. иллюстраторы Л.: их привлекает прежде всего острота психол. столкновений, романтич. мироощущение, красочный мир историч. легенды и сказки.

К предвоен. годам относятся два юбилея Л. (1939 и 1941), вызвавшие к жизни ряд иллюстрир. изд.: «Полное собр. сочинений» с илл. М. В. Ушакова-Поскочина (тт. 1—4, М., 1939—40) и отд. произв. (1941), к-рые иллюстрировали Билибин («Песня...»), Л. Гудиашвили («Ашик Кериб»), А. Ермолаев («Бородино»), С. Закржевская («Стихотворения»), Л. Зусман («Мцыри»), К.А. Клементьева («Хаджи Абрек», «Беглец»), Ф.Д. Константинов («Мцыри»), Э. М. Криммер («Песня...»), К. Кузнецов («Тамань»), П. Я. Павлинов («Герой...», изд. 1939). Наиболее значительны работы Билибина и Константинова. Мастер старшего поколения, Билибин продолжал традиции книжной графики нач. 20 в.; Константинов открывал перед иск-вом книжной илл. новые перспективы, впоследствии развитые им в лермонт. цикле, над к-рым он трудился четверть века.«Демон». Илл. Ф. Д. Константинова. Линогравюра. 1964

Война помешала выходу мн. изданий; остались неопубл. илл. Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне...» и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю.Н. Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н.А. Тырсы к «Герою...», В. А. Фербера к «Герою...», Е.Я. Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше». Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера.«Испанцы». Илл. М. В. Ушакова-Поскочина. Соус. 1939

Часть илл. хранится в ГЛМ и в ИРЛИ, место хранения других неизв.; нек-рые воспроизведены: ЛН, т. 43—44, с. 321, 461, 463, 465, 467, 511—13, 587, 721.

В 40—50-е гг. появились интересные произв. на сюжеты Л.: были закончены давно начатые работы Н. В. Кузьмина («Маскарад», М., 1949) и Д.А. Шмаринова («Герой...», М., 1946). Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтич. колорит. Его экспрессивные рис. полны трагедийной напряженности, психол. характеристики персонажей проникновенны и точны. Сюита Шмаринова выполнена в лучших реалистич. традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи. Удачен прием сочетания реалистич. страничных илл. и заставок, решенных в романтич. плане, насыщенных атмосферой тревоги и смятения; этот прием выражает одну из особенностей романа — слияние в нем романтич. и реалистич. начал. Принципиально иное решение дает в своих илл. к «Герою...» (1941—45) Л.Е. Фейнберг. Художник пытается передать скрытый накал страстей, присущий герою Л., его рис. полны экспрессии, достигнутой путем сложной игры светотени и резких, изломанных линий: однако явное подражание Врубелю несколько снижает их ценность.

Вновь привлекает внимание художников сказка «Ашик Кериб»: сюита А. И. Могилевского (М., 1947) лирична, полна поэзии; илл. И. Тоидзе отмечены ярким нац. колоритом и юмором. Большим мастерством отличаются гравюры В.А. Фаворского к «Песне...» (М., 1956). Изящны и лиричны заставки — илл. Н. В. Ильина к стихам Л. («Лирика», М., 1958), возрождающие традиции книжной графики нач. 20 в. (тушь — силуэт; Домик Л.).

Иллюстрирование произв. Л. в 60-е гг. связано прежде всего с именем Ф. Д. Константинова. В эти годы появляются циклы его гравюр к «Герою...» (М., 1963), «Стихотворениям» (М., 1969), «Демону» (М., 1965). Вместе с ранними илл. к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонт. цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Л. и занимает видное место в сов. книжной графике. Цикл станковых илл. И.С. Глазунова к «Мцыри» (М., 1965) передает романтич. коллизию поэмы. Обширную серию илл. к разным произв. Л. создал П. В. Бунин. В целом они отмечены экспрессией и лаконичностью, однако многие из них однообразны и неглубоки (опубл. только цикл рис. к «Бородино»; М., 1967).«Испанцы». Илл. Г. Н. Петрова. Соус. 1940

Среди работ 70-х гг. выделяются илл. Л. Непомнящего к «Герою...» (в кн.: «В тот чудный миг тревог и битв», М., 1976), отличающиеся своеобразием трактовки, выразит. и экспрессивным рисунком, и серия илл. (цветные открытки) Вл. Семенова к «Песне...» (Л., 1974).

Более чем столетняя плодотворная работа художников над живописным истолкованием наследия Л. существенно расширила читат. представление о творчестве писателя в целом. В то же время илл. к произв. Л. явились важным этапом в развитии рус. графики, обогатив ее рядом оригинальных и глубоких произведений.

Лит.: Булгаков Ф. И., Наши художники, т. 2, СПБ, 1890; Введенский А. И., М. Ю. Л. в изд. 1891 г., «ИВ», 1891, т. 46, октябрь; Пепо (Полевой П. Н.), Первая попытка иллюстрировать Л., там же, ноябрь; Васильев С. (Флеров), Наши иллюстраторы, «РО», 1892; т. 3, с. 252—68, 622—41, т. 4, с. 122—38; Врангель Н. Н.; Сидоров А. А., Рус. книга 60-х гг., «Иск-во», 1925, № 2; его же, История оформления рус. книги, М. — Л., 1946, с. 322—58; Сидоров, с. 86—87, 279, 364, 373—74; М. Ю. Л. К 125-летию со дня рождения. Каталог выставки в Ленинграде, сост. В. Л. Бубнова, М. М. Калаушин, П. Е. Корнилов, М. — Л., 1941; Выставка лермонт. фондов моск. музеев, сост. Н. П. Пахомов и М. Д. Беляев, М., 1940; Пахомов (2), с. 101—20, 219—312; Всесоюз. выставка к 100-летию со дня смерти М. Ю. Л. Систематич. описание, сост. Н. П. Пахомов, М., 1951; Лебедев Г. Е., Рус. книжная илл. 19 в., М., 1952, с. 39, 42, 50, 59—63; Описание ИРЛИ; Чегодаев А. Д., Пути развитии рус. сов. книжной графики, М., 1955; Динесман Т., Образы М. Ю. Л. в сов. графике, «Иск-во», 1964, № 10; Корнилов П., Л. и изобразит. иск-во, «Нева», 1964, № 10; М. Ю. Л. Картины и рис. поэта. Илл. к его произв. (Сост. и вступ. ст. Е. А. Ковалевской), Л., 1964; Библиография (указат., с. 515).

Т. Г. Динесман Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иллюстрирование произведений лермонтова
Значение слова иллюстрирование произведений лермонтова
Что означает иллюстрирование произведений лермонтова
Толкование слова иллюстрирование произведений лермонтова
Определение термина иллюстрирование произведений лермонтова
illyustrirovanie proizvedeniy lermontova это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):