Лермонтовская энциклопедия - "из альбома с. н. карамзиной"
Связанные словари
"из альбома с. н. карамзиной"
«», альбомный экспромт и вместе с тем — поэтич. декларация позднего Л. (1839, 1840, нач. 1841?), выражающая перелом в эстетич. взглядах и восприятии реальности, переживаемый им в последние годы жизни. Отказ от патетики высокого романтизма, обращение к поэзии действительности декларируется в форме легкого «стихотворения на случай», построенного как иронич. реплика, вставленная в лит. спор с владелицей альбома (см. Карамзины). Мятежный романтик открывает простор «мирным желаниям», постигая прелесть и благо обыкновенных (без бурь, тайн, исключит. страстей!) событий «конечной» жизни. Переоцениваются сами жизненные ценности романтика, его позиция «всеохватного» мятежа, отрицания действительности, и поэту становятся дороги мн. стороны повседневной «прозы» жизни. Иронизируя над собственными романтич. устремлениями, зрелый Л. называет «неистовые страсти» и чрезмерную патетику их выражения «безобразной красотой». Иронию (и самоиронию) оттеняет бурлеск последней, особо значимой в стих. Л., строфы; она контрастирует и по смыслу, и по форме (образцовая фамильярная шутка «в альбом») с 1-й строфой — серьезной, элегически интонированной.
По идее и стилистич. окраске стих. ассоциируется с аналогичным признанием А. С. Пушкина в «Отрывках из Путешествия Онегина» («В ту пору мне казались нужны...»). Альбомный экспромт выходит за пределы салонных споров о лирике и звучит как непосредств. обращение к принципам пушкинского реализма и мировосприятия. Вероятно, именно это имел в виду В. Г. Белинский, отметив «пушкинское» начало в содержании и форме стих., его «простоту и глубокость» (V, 595). Эстетич. принципы, намеченные здесь, реализовались в ряде стих. последних лет («Родина», «Валерик»). Идее стих. созвучны 1-я строфа I гл. в «Сашке» и строфа 3 «Сказки для детей».
Стих. положили на музыку: Н. Я. Мясковский, К. Р. Эйгес, Ю. С. Бирюков. Автограф, вписанный в альбом С. Н. Карамзиной (после ее смерти принадлежал Е. Н. Мещерской, затем Е. П. Клейнмихель), утрачен. Фотокопия — ИРЛИ, оп. 1, № 48. Впервые — сб. «Рус. беседа», 1841, т. 2, с. 93, без последней строфы; полностью — «РБ», 1916, № 6, с. 70. Датируется, как правило, 1841 — в нач. года Л. часто посещал салон Карамзиной. По мнению Э. Герштейн, стих. относится к 1840, т. к. его мысль воплощена в «Княжне Мери», к-рую Л. писал в янв. 1840. Возможно, однако, что стих. относится к 1839 и было вписано взамен стихов, уничтоженных Л. 26 июня 1839, о чем рассказала Карамзина (ЛАМ, 2-е изд., т. 1, Л., 1980, с. 613—14).
Лит.: Модзалевский Б., Из альбомной старины, «РБ», 1916, № 6, с. 70—71; Эйхенбаум (3), с. 116; Гинзбург (1), с. 137—39; Нольман, с. 504—05; Герштейн (5), с. 170—73; Найдич (4), с. 102; Гуревич, с. 167—68; Григорьян (1), с. 291—93; Архипов, с. 51—55; Зунделович, с. 12—18; Рубанович (3), с. 169—71; Андроников (14), с. 149; Коровин (4), с. 97—98; Чичерин (1), с. 416.
Т. Г. Динесман Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981