Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - "ночь. i" "ночь. ii" "ночь. iii"

"ночь. i" "ночь. ii" "ночь. iii"

"Ночь. I", "Ночь. II", "Ночь. III"

«НОЧЬ. I», «НОЧЬ. II», «НОЧЬ. III», цикл филос. стихов раннего Л. (1830). Поэт мучительно и напряженно ищет разгадку великой тайны жизни и смерти, стремится к самопознанию, определению своего отношения к миру, к Вселенной. В год создания этих стихов Л. был, по словам Е. А. Сушковой, «неразлучен с огромным Байроном». «Ночи» часто считают «прямыми сколками» (Нольман М.) с произв. Дж. Байрона «Тьма» и «Сон». Действительно, у лермонт. стих. (особенно двух первых) и стихов Байрона общая идейно-филос. основа — мысль о неотвратимости судьбы, об ожидающем человека бессмысленном и жестоком конце (см. Судьба, Смерть в ст. Мотивы). Сближает их и метрич. форма — безрифменный пятистопный ямб, и жанровый тип — полуповествоват., полумедитативный монолог, рассказ об увиденном во сне. Однако содержание сна у Л. и Байрона различно. Картины гибели жизни на земле Байрон воспринимает как наблюдатель. У Л. авторское "Я" — гл. действующее лицо. В отличие от Байрона, поэт близок к бунту против мирового порядка и земного существования, исполненного скорби, зла и тления, превращающего человека в прах: "И я хотел изречь хулы на небо" ("Ночь. I") (см. Богоборческие мотивы).

«Ночь. III» в меньшей степени связана с Байроном. В стих. дан романтич. образ страдальца; одиночество в мире — гл. источник страдания и пессимизма героя; Л. отходит от принятой им формы снов, оставляет белый стих и обращается к обычному рифмованному. В лит-ре есть попытки указать др. источники лермонт. «Ночей». Так, Н. Любович называет источником стих. Л. религиозно-дидактич. поэму Э. Юнга «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии», разделенную на девять глав: «Ночь. I», «Ночь. II», «Ночь. III» и т.д.

Ночь. I. Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 361—62, как первая ред. стих. «Смерть». Датируется по нахождению в тетради.

Ночь. II. Автограф (черновой) — ИРЛИ, тетр. VI. Авторизов. копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «ОЗ», 1859, № 11, отд. I, с. 251—52. Датируется по нахождению в тетр. VI.

Ночь. III. Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. В скобках — позднейшая приписка: «Сидя в Середникове у окна». Впервые — Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 104. Датируется летом 1830 (пребывание Л. в Середникове).

Лит.: Федоров А. (1), с. 182—88; Нольман, с. 476; Любович (3), с. 82—90; Максимов (2), с. 39—41; Пейсахович (1), с. 423; Коровин (4), с. 26.

Е. А. Потапова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое "ночь. i" "ночь. ii" "ночь. iii"
Значение слова "ночь. i" "ночь. ii" "ночь. iii"
Что означает "ночь. i" "ночь. ii" "ночь. iii"
Толкование слова "ночь. i" "ночь. ii" "ночь. iii"
Определение термина "ночь. i" "ночь. ii" "ночь. iii"
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):