Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - русские лаки и наследие лермонтова

Русские лаки и наследие лермонтова

Русские лаки и наследие Лермонтова

Р́́УССКИЕ Л́́АКИ и наследие Лермонтова. Творчество Л. нашло истолкование преим. в одном из видов нар. декоративно-прикладного иск-ва — живописных миниатюрах, исполненных на изделиях из папье-маше (покрытых черным лаком) мастерами нар. худож. промыслов рус. сел Федоскино, Палех, Мстёра и Х́́олуй, древних центров иконописного мастерства. Доступными переводу на образный язык нар. росписей по лаку оказались преим. произв. Л. с явной фольклорной основой (эпич. обобщением образа, песенной ритмичностью, сказочностью), его романтич. поэмы, а также сюжеты, построенные на материале рус. истории.

Миниатюры, посв. творчеству Л., впервые созданы в кон. 19 — нач. 20 вв. в Федоскине на ф-ке Лукутина. Они повторяли широко известные по олеографиям илл. М.А. Зичи к поэме «Демон». В сов. время в Палехе И. П. Вакуров исполнил рисунки для миниатюры на тему «Песни про...купца Калашникова» (1923 и 1924), а в Мстёре Н. П. Клыков в 1928 в условной иконописной манере расписал коробочку, переработав композицию Зичи «Демон и Тамара». В 30-е гг. над лермонт. темами работали св. десяти мастеров Палеха; среди них ведущие живописцы артели — Вакуров («Демон», 1932 и 1934), А. А. Дыдыкин («Песня про...купца Калашникова», 1931 и 1937), А. И. Блохин (то же, 1939), А. Н. Буторин («Демон»). В Мстёре делались первые попытки истолкования лирики Л. («Утес» А. И. Ватагина и «Смерть поэта» Вакурова), была исполнена талантливая миниатюра И. А. Серебрякова на тему поэмы «Мцыри» (1931).

В годы Великой Отечеств. войны обращение палешан Вакурова (1941), Дыдыкина (1942) и В. В. Котухина (1942) к «Песне...» воспринималось как проявление нац. гордости, убежденности в нравств. силе рус. народа. В это время появляются и сложные многосюжетные композиции, посв. Л.: их создали в Федоскине Н. А. Мартынова-Попова (1941) и позднее — И. И. Баннов (впоследствии погиб на фронте); в Палехе — Вакуров (1943 и 1944—46). Появляются и произв. на темы лирики Л. (росписи палешан И. В. Маркичева «Дары Терека», 1941, и Вакурова «Морская царевна», 1944). В кон. 40-х гг. круг произв. Л., отраженных в Р. л., расширяется: помимо упомянутых выше, это еще и поэма «Боярин Орша» (мастера Х́́олуя Н. И Бабурин, 1947, и В. А. Белов, 1948).

Начиная с 50-х гг. интерес к Л. возрастает. К сер. 60-х гг., в связи с 150-летним юбилеем поэта, появляется наибольшее количество миниатюр. Все артели участвуют в этой работе. Известно ок. 40 имен мастеров, к-рые в 50—70-х гг. создали не менее 60 росписей по лаку, связанных с творчеством Л. Наиболее значительные из них исполнили Вакуров («Демон», 1951), Н. И. Голиков («Песня про...купца Калашникова», 1956) — Палех; Белов (композиция «М. Ю. Лермонтов», варианты 1953, 1954, 1956; «Демон и Тамара», 1957), Н. П. Денисов («Демон», 1960 и 1964; «Песня про...купца Калашникова», 1971 и 1974), В. И. Фомин («Три пальмы», 1953 и 1955, 1966; «Бэла», 1961; «Демон и Тамара», 1964; «Танец Тамары», 1964; «Песня про...купца Калашникова», 1966; «Кирибеевич», 1967) — Х́́олуй; И. А. Фомичев («Купец Калашников перед царем Иваном Грозным», 1963; «Мцыри», 1965; «Боярин Орша», 1965; «Бородино», 1965) — Мстёра; П. С. Давыдов («Мцыри», 1953; «Домик Л.», 1953), В. Д. Липицкий («Портрет Л.», 1953, 1955; «Л. в Пятигорске», 1953) — Федоскино. Художников привлекают и произв., не затрагивавшиеся ранее: «Герой нашего времени», «Кавказский пленник», «Ашик-Кериб», новые сюжеты лирич. поэзии Л. («Три пальмы», «Русалка», «Бородино»).

«Песня про...купца Калашникова» нашла наиболее широкое отражение в иск-ве Р. л.: она легла в основу св. 30 миниатюр. Наибольшую известность получила работа палешанина Вакурова, начатая в 20-е гг. и завершенная в 1941. К этому сюжету обращались также мастера Палеха — Дыдыкин (1931, шкатулка; 1937, шкатулка; 1942, рис.), Блохин (1939, шкатулка), Голиков (1955, шкатулка), Ю. А. Бровкин (1958, шкатулка), В. С. Ермолаева (1963, бисерница), В. Н. Астахова (1964, шкатулка), В. В. Мухин (шкатулка), В. Ф. Морокин (1972, шкатулка); художники Федоскина — Л. В. Носырев (1958), С. Н. Тардасов (тарелка); Мстёры — Фомичев (1963, шкатулка); Х́́олуя — Бабурин (1948, ларец), А. М. Костерин (1958, шкатулка), Фомин (1966, шкатулка; 1967, бисерница), В. Ф. Блинов (1965 и 1972, шкатулки), Н. П. Денисов (1971 и 1974, шкатулки) и П. А. Митяшин (1973, настенное панно).

На темы «Демона» существует св. 20 миниатюр. Наиболее распространенные сюжеты — «Демон и Тамара», «Летящий Демон» и «Пляска Тамары». Этой поэме посв. свои работы мастера Мстёры — Клыков (1928, шкатулка), И. К. Балакин (1950—51, шкатулка); Палеха — Вакуров (1932, 1934, 1951, шкатулки), А. Д. Кочупалов (1972, пластина); Х́́олуя — Костерин (1956, шкатулка), Белов (1957, шкатулка), Денисов (1960, 1964, шкатулки), Фомин (1964, две шкатулки) и др. Поэма «Мцыри» также нашла отражение в лаковых миниатюрах. Опытный в прошлом иконописец Серебряков (Мстёра) исполнил в 1930—1931 роспись на шкатулке («Бой с барсом»). Эта монумент. и лаконич. композиция — одно из интереснейших произв. в иск-ве Р. л. Среди работ 60-х гг. наиболее интересную и сложную, трехсюжетную композицию создал Фомичев (1965, шкатулка, Мстёра). Построенная на фольклоре тюркских народов сказка «Ашик-Кериб» нашла истолкование в работе Г. К. Точенова (1953, шкатулка, Федоскино); поэма «Кавказский пленник» — в росписи Ф. Г. Шилова (1950—51, шкатулка, Мстёра).

Нек-рое отражение в Р. л. получил и роман «Герой нашего времени». Это в основном илл. к повести «Бэла» работы мастеров Х́́олуя Б. В. Тихонравова (1956 и 1957, шкатулки), Фомина (1961, сигаретница), Бабурина (1965, коробочка), а также художника Мстёры Балакина (1953, шкатулка); он же исполнил роспись и к повести «Княжна Мери». Миниатюры по повести «Тамань» сделал в Х́́олуе В. А. Кротов (1964 и 1965, шкатулки).

Обращение к лирике Л. художников-миниатюристов носит эпизодич. характер, т. к. их росписи способны воссоздать лишь внешнюю сторону повествования. Однако делают это они часто с большим мастерством и изобретательностью. В 1935 палешанин Ватагин избрал тему стих. «Утес» для своей миниатюры (шкатулка), Вакуров «проиллюстрировал» «Смерть поэта» (1937), «Морскую царевну» (1944), «Русалку» (1956), а также ввел в свою сложную композицию «М. Ю. Лермонтов» (1944—1946, пластина) темы стих. «Парус», «Утес» и «На севере диком». Вост. сказание «Три пальмы» легло в основу миниатюр двух мастеров Х́́олуя — Фомина (1953, 1955 и 1966, шкатулки и туалетная коробочка) и Костерина (1963 и 1964, коробочка и пудреница). По стих. «Дары Терека» исполнил роспись Маркичев (1941, шкатулка, Палех); к стих. «Выхожу один я на дорогу» обратился Б. Н. Любомудров (игольница, Мстёра); в многосюжетных композициях Белова (Х́́олуй) отражены стих. «Три пальмы», «Спор», «На севере диком». Стих. «Бородино» посв. роспись Фомичева (1965, шкатулка, Мстёра).

Многосюжетные композиции позволяют художникам коснуться в одной миниатюре неск. тем, объединив отд. сцены вокруг портрета поэта. Одна из наиболее значит. работ такого рода — упомянутая выше композиция Вакурова «М. Ю. Лермонтов». Ей предшествовала работа федоскинца Баннова. Интересна и работа Белова «М. Ю. Лермонтов»; он создал неск. вариантов композиции (1953, 1954, 1956, шкатулки, Х́́олуй). Портреты Л., повторяющие его прижизненные изображения, исполненные К. А. Горбуновым, А. И. Клюндером, П. Е. Заболотским, неоднократно создавали художники Федоскина — Липицкий (1953 и 1955) и Давыдов (1953).

Лит.: Иск-во Палеха. Каталог выставки, М., 1939, с. 5, 10, 12—14; Котов В., И. П. Вакуров, Шуя, 1958, с. 6—8, 13—15; его же, Иск-во Палеха. Путеводитель, М., [1962], с. 29—30; Яловенко Г. В., Федоскино, М., 1959, с. 28—29, 145, 149, 151, 155—56; Некрасова М. А., Иск-во Палеха, М., 1966, с. 175—80, 240, 266, 280; Зиновьев Н. М., Иск-во Палеха, Л., 1968, с. 65, 74, 78; Иск-во холуйской миниатюрной живописи. Альбом. [Сост. и автор текста Л. К. Розова], Л., 1970, с. 16, 101—02, 105, 108—10, 113, 115; Коромыслов Б. [И.], Лаковая миниатюра Мстеры, [Л., 1972], с. 23, 29; Бойков В., Откровение и открытие, «Нева», 1974, № 1; 50 лет иск-ва Сов. Палеха. Каталог выставки, М., 1975, с. 57, 61, 65, 70, 81, 90, 95—97, 100, 104, 113, 126, 128.

И. Е. Грудинина Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое русские лаки и наследие лермонтова
Значение слова русские лаки и наследие лермонтова
Что означает русские лаки и наследие лермонтова
Толкование слова русские лаки и наследие лермонтова
Определение термина русские лаки и наследие лермонтова
russkie laki i nasledie lermontova это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):