Лермонтовская энциклопедия - салтыков михаил евграфович
Связанные словари
Салтыков михаил евграфович
САЛТЫЌ́ОВ Михаил Евграфович (псевд. — Н. Щедрин; 1826—89), рус. писатель. В ранний период находился под заметным влиянием как поэзии, так и прозы Л. Присущие С. с первых его шагов в лит-ре рефлексия, неудовлетворенность жизнью, трагич. ее восприятие определили отношение к Л. как к близкому ему поэту. В стих. С. «Два ангела» (1840), «Лира» (1841), «Зимняя элегия» (1843), «Музыка» (1843) и др. ощутима зависимость от Л. Стих. «Наш век» (1844) — почти пересказ «Думы» Л. С «Думой» перекликаются и размышления Нагибина, героя повести «Противоречия» (1847), на содержание и форму к-рой повлиял «Герой нашего времени». По мере становления таланта С. его отношение к наследию Л. становится более сложным. В 1856—1857 в «Губернских очерках» (раздел «Талантливые натуры») С. воссоздает сатирич. галерею совр. «лишних людей», предваряя к-рую, пишет: «В провинции печоринство приняло совершенно своеобразные формы; оно утратило свой демонический характер, свою прозрачность и нежность, которыми в особенности привлекает к себе симпатии дам, и облеклось в свой будничный, плотяный наряд, вполне соответственный нашему северному климату...» (т. 2, с. 277). В отличие от др. героев рус. лит-ры, напр. Чацкого, Рудина, Лаврецкого, образ Печорина не подвергся снижению в своеобразной сатирич. интерпретации С. Напротив, сравнивая своего героя, старого помпадура, с Печориным или называя др. помпадура «героем нашего времени», С. достигает сатирич. эффекта именно неожиданностью подобных сближений. Л. привлекает сатирика афористич. сжатостью и выразительностью поэтич. строки, к-рая в щедринском контексте часто звучит уничтожающей иронией, впечатляюще-образным подтверждением мысли самого С.
К образам Л. и цитатам из его произв. С. прибегал на всем протяжении своего творчества. Реминисценции из «Думы» содержатся в автохарактеристике одного из героев «Господ ташкентцев» (1869—72; т. 10, с. 49—50). В рец. на романы И. И. Лажечникова (1863) и М. В. Авдеева (1869) С. пользуется образами Л. как критериями эстетич. оценки (т. 5, с. 311; т. 9, с. 303). В «Письмах к тетеньке» (1881—82) имена А. С. Пушкина и Л. стоят рядом, противопоставленные именам А. А. Фета и А. Н. Майкова (т. 14, с. 287).
Наиболее развернуто С. высказывался о Л. на страницах «ОЗ» в рецензии (1871) на кн. Е. А. Сушковой, озаглавленную: «Записки Е. А. Хвостовой. 1812—41. Материалы для биографии М. Ю. Лермонтова» (1870). Аргументируя свою оценку «Записок» как «довольно бледных», С. пишет: «Из всех этих материалов читатель, однако ж, едва ли будет в состоянии воспроизвести образ того Лермонтова, который мелькал ему в создателе «Героя нашего времени», «Мцыри», «Сказки для детей» и других произведений, свидетельствующих о внутренней энергии и силе. [...] Поэтому главным материалом для биографии Лермонтова и теперь остаются исключительно его произведения». В этой же рецензии подчеркнуто то обстоятельство, что Л. был «постоянным участником» «ОЗ» — «одного из лучших журналов своего времени, которого душою был Белинский» (т. 9, с. 390—91).
Соч. Собр. соч. в 20-ти тт., т. 1—17, М., 1965—75 (по указат.).
Лит.: Кирпотин В., Л. и Щедрин, «Огонек», 1938, № 35—36, с. 9; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество, М., 1955, с. 15—17; Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, 2 изд., т. 1, М., 1951, с. 112—13, 150—52, 164, 254, 294, 385; Ракитина Л. М., Повесть М. Е. Салтыкова «Противоречия» как выражение традиции в рус. прозе 1840-х годов, в кн.: Вопросы рус. лит-ры., М., 1970, с. 242—50.
Н. С. Никитина Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981