Лермонтовская энциклопедия - врубель михаил александрович
Связанные словари
Врубель михаил александрович
ВР́́УБЕЛЬ Михаил Александрович (1856—1910), рус. художник. В 1880—84 учился в АХ. Особое место в его творчестве занимает поэзия Л., многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтич. пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагич. образ Демона), гуманизм, протест против подавления личности, убежденность в высоком назначении иск-ва (тема Пророка) — все это находило отклик в произв. В. Лермонт. тема появляется у него в 1884—85 и проходит через всю его жизнь. Первым был рис. «Голова пророка» (карандаш; Киев. гос. музей рус. иск-ва). Возникновение темы Пророка у В. обычно связывают с А. С. Пушкиным. В действительности как пушкинский, так и лермонт. «Пророк» дали худож. стимул для появления этого образа. Над илл. к стих. Пушкина В. начал работать позже (в 1898—99), и все картины на эту тему отражают момент встречи будущего пророка с шестикрылым серафимом. От лермонт. стих. идет образ одинокого Пророка, совершающего предначертанный ему подвиг. К 1884—85 относится и замысел неосуществл. картины «По небу полуночи ангел летел» на стих. Л. «Ангел» (карандашный эскиз; частное собр., Киев; не воспроизводился).
Тема Демона имеет исключит. значение для В. Первый вариант «Демона» (1885—86) не сохранился. В 1887—88 В. создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это — «...дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый» (Врубель М. А., Переписка..., Л. — М., 1963, с. 140). В 1890 появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 на выставке «Мира иск-ва» (масло; ГТГ). Известен и эскиз к этой картине (акв., белила, карандаш). Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого В. мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое» (там же, с. 78). «Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Л. — его юношеским стих. «Мой демон» (1829; «...средь в́́етров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он») и одной из ранних ред. поэмы «Демон» (1833—34): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой».
В 1889 внимание художника привлекла «Песня про...купца Калашникова». Известна только одна илл. В. к этому произв. — «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акв.; частное собр.).
В том же 1889, по предложению П. П. Кончаловского, редактора юбилейного Собр. соч. Л., В. начинает серию илл. для этого издания (1891, изд. И. Н. Кушнерев). В т. 1 были помещены 3 илл. к лирике Л. — «Русалка» (черная акв.; ГРМ), «Еврейская мелодия» (черная акв.; частное собр.) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акв.; ГТГ). В последней илл. В. придал трем безымянным персонажам конкретные черты В. Г. Белинского, И. И. Панаева и самого Л., создав один из интереснейших посмертных портретов поэта. В «Русалке» легко заметить следы увлеченности художника образом Демона. В т. 2 издания были помещены илл. к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой...».
К «Демону» В. выполнил более 20 рис. (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка (черная акв.; ГЛМ), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акв.; ГРМ), «Несется конь быстрее лани» (черная акв., белила; ГТГ; карандаш, первонач. эскиз; Домик Л.), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»; черная акв., белила; ГТГ), «Летящий Демон» — заставка (черная акв.; местонахождение оригинала неизв.), «Демон у стен монастыря» (черная акв.; Ивановский краеведч. музей), «Демон и Тамара» («Люби меня!»; черная акв., белила; ГТГ), «Тамара в гробу» (черная акв., белила; ГТГ), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акв.; частное собр., М.), «Голова Демона на фоне гор» (черная акв., белила; Киев. гос. музей рус. иск-ва), «Монастырь на Казбеке» (черная акв.; Музей изобразит. иск-ва Армении). Не вошли в издание Кушнерева следующие илл.: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня!» (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон».
Глубокое проникновение в поэзию Л. позволило художнику создать серию илл., передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона В. соответствуют лермонт. образу. Однако в нек-рых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над илл. в основном черной акв., скупо вводя белила, тушь, сепию, В. добивается удивит. живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Илл. В. к «Демону» по их филос. глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди илл., создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени.
К поэме «Измаил-Бей» В. выполнил сюиту из трех илл. (все воспроизв. в т. 2 изд. Кушнерева): «Старик-чеченец» (черная акв.; Респ. краеведч. музей Даг. АССР), «Прощание Зары с Измаил-Беем» (черная акв., белила, сепия; ГТГ), «Труп Измаил-Бея» (черная акв.; ГЛМ). В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. В. была задумана илл. и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» [местонахождение оригинала неизв.; не воспроизводилась; см. Дурылин (6), с. 556, 616].
К «Герою...» В. выполнил 4 илл. (вошли в т. 2 Кушнерева): к «Бэле» — «Казбич и Азамат» (два варианта: первый — черная акв., белила; ГТГ; второй — черная акв.; частное собр. Л.), к «Княжне Мери» — «Печорин» (черная акв.; местонахожд. оригинала неизв.), существовал также более ранний вариант (черная акв.; Киев. гос. музей рус. иск-ва), «Княжна Мери и Грушницкий у источника» (черная акв., белила; ГТГ), «Дуэль Печорина с Грушницким» (черная акв., белила; ГТГ). Лучшая илл. В. к роману — сцена дуэли. Построенная как мизансцена сложного драматургич. произв. (расстановка фигур, позы, жесты), она помогает понять смысл трагич. финала. В образе Печорина В. раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия. Полна драматизма и напряженности илл. «Казбич и Азамат». Илл. В. не были оценены и поняты современниками и подверглись безжалостной журн. критике (см. Пепо, С. Васильев). Редактору П. П. Кончаловскому при поддержке немногих художников (прежде всего К. А. Коровина, Л. О. Пастернака и В. А. Серова) с трудом удалось добиться включения врубелевских илл. в изд. Кушнерева.
К 1894 относится полихромная скульптура В. «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 на «Выставке рус.-финлянд. художников» в Петербурге (местонахождение оригинала неизв.). В 90-е гг. создан декоративный барельеф «Голова Демона» (полихромная майолика; музей ИРЛИ; не воспроизводился). Лицо с заострившимися чертами, с напряженным, ожесточенным выражением, — ближе всего этот Демон образу последней редакции поэмы: «И вновь остался он, надменный, /
Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви!..» (IV, с. 216).
С конца 1899 и в 1900 В. работает над большим полотном «Демон летящий» (масло; ГРМ). Это последний «лермонтовский» Демон у В. — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова (фрагмент см. в кн.: «Переписка...», вклейка перед с. 145).
В 1901—02 художник создает монумент. полотно «Демон поверженный» (масло; ГТГ), для к-рого он выполняет ряд предварит. эскизов [карандаш, акв. и масло; варианты — ГЛМ, музей «Домик Л.», Худож. музей Тбилиси; подробнее см. Дурылин (6), с. 619, каталоги ГТГ]. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона. В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. «Демон поверженный» — гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на к-рых он уже не может взлететь, — не лермонт. образ. У Л. нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч... Весной 1902 картина была представлена на 4-й выставке «Мира иск-ва». И это произв. художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы [см. «Новое время», 1902, 11(24) марта; «Биржевые ведомости», 1902, 19 марта: «Художественная хроника, о «Демоне» и о прочем»; Стасов В., Собр. соч., т. 4, 1906, с. 235]. Положит. отзыв принадлежал М. Судковскому («По поводу картины Врубеля», «Новости», 1902, 21 марта). Высокая оценка картины была дана и Ал. Бенуа (см. "История рус. живописи», 1902, с. 267—68).
Через всю жизнь пронес В. и другой лермонт. образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904, он создает станковое произв., поражающее глубиной и силой (уголь, карандаш, белила, акв.; ГТГ; второй вариант — уголь, карандаш, белила; ГРМ). Именно этот трагич. образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве В. Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 (итал. карандаш, уголь, мел; ГРМ; др. вариант — уголь, сангина; ГТГ).
Работы В. на темы Л. (особенно образ Демона) по смелости эстетич. исканий, по филос. глубине, символич. обобщенности, «громаде мысли» (А. Блок) оказались конгениальными созданиям поэта. Произв. В. на лермонт. темы воспроизводятся в изданиях соч. поэта, монографиях о художнике, альбомах. Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. М. Ю. Лермонтова» (1964).
Лит. и произв.: Пепо (Н. П. Полевой), Первая попытка иллюстрировать Л., «ИВ», 1891, № 11, с. 459; Васильев С., Наши иллюстраторы, «РО», 1892, июль, с. 135—37; Иванов А. П., Врубель. Биографич. очерк, СПБ, 1911, с. 3, 4, 9, 21, 30—33, 41, 62—67, 69; его же, М. А. Врубель, Л., 1928, с. 6, 39, 51—52; Яремич С., М. А. Врубель. Жизнь и творчество, М., [1911], с. 61—67, 69—70, 80, 86—88, 112, 114—15, 118, 163—66; Евдокимов И., М. А. Врубель, М., 1925, с. 23, 25—29, 31—32, 36—38, 56—60, 78—80; Дурылин (6); М. А. Врубель. Выставка произведений к 100-летию со дня рождения. Москва. 1956. Каталог, М., 1957; М. А. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике, Л. — М., 1963; Врубель. Рисунки к произв. М. Ю. Л. К 150-летию со дня рожд. М. Ю. Л., 1814—1964. Альбом [сост. М. И. Флекель, вступ. ст. А. А. Сидорова], Л., 1964; Ягодовская А. Т., М. А. Врубель, Л., 1966, с. 23—32; Федоров-Давыдов А., Воплощение творч. замысла (Работа Врубеля над образом Демона), «Иск-во», 1966, № 11; его же, Природа и человек в иск-ве Врубеля [вступ. ст.], в кн.: М. А. Врубель. Альбом, М., 1968; Дмитриева Н. А., М. А. Врубель, в кн.: История рус. иск-ва, т. 10, кн. 1, М., 1968; Ракитин В. И., Михаил Врубель, М., 1971, с. 28—41, 46, 77—82; Гаврилова Е. И., Михаил Врубель, М., 1973, с. 16—24; Суздалев П. К., Врубель и Л., М., 1980.
Н. А. Яковлева, Е. А. Ковалевская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981