Лермонтовская энциклопедия - живописное наследие лермонтова
Связанные словари
Живописное наследие лермонтова
ЖИВОП́́ИСНОЕ НАСЛ́́ЕДИЕ Лермонтова. Любовь к рисованию обнаружилась у Л. с самого раннего возраста. По рассказам С. А. Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по полу и чертить мелом (на самом раннем портрете будущий поэт изображен в возрасте 2—3 лет с мелом в правой руке и свитком с рисунками — в левой). А. П. Шан-Гирей вспоминает о дет. годах Л.: «...он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...» (см. в кн.: Воспоминания; о том же вспоминает и М. Е. Меликов, там же).
Первые уроки рисования Л. давал худ. А. С. Солоницкий, преподаватель Пансиона. Позднее серьезные занятия живописью с художником П. Е. Заболотским дали свои результаты: «...говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю, — писала А. М. Верещагина в 1835. — Умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею [Лопухину], очаровательна» (VI, 769).Тройка у постоялого двора. Карандаш. 1832—34.
Нек-рое воздействие на формирование Л. как художника — живописца и графика — оказал Рембрандт. В его юношеских работах, особенно в акв. портретах, отчетливо проступает влияние этого художника: Л. пытается следовать системе Рембрандта, применяя разработанный им прием светотеневых контрастов.
На протяжении всей жизни Л. художник в нем жил рядом с поэтом. Особенности дарования Л.-рисовальщика отмечали современники: «Соображения Лермонтова сменялись с необычайною быстротой, — вспоминал С. А. Раевский, — и как ни была бы глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал ее кистью или пером изумительно легко, и я бывал свидетелем, как во время размышлений противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматич. отрывки, замещая краткие отдыхи своего поэтич. пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиогномий и т.п.» (ЛН, 1925, т. 19—21, с. 505). Другую грань таланта Л.-художника отмечала Е. П. Ростопчина: «Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта — живописцем» (см. в кн.: Воспоминания).
Дарование Л.-живописца раскрылось в полной мере во время и после первой ссылки. Почти все лучшие его произв. в области изобразит. иск-ва связаны с Кавказом. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтич. живописи. По свидетельству самого Л., он привез с Кавказа «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку» (VI, с. 441). По-видимому, они служили ему материалом для живописных работ, большая часть к-рых была выполнена по возвращении с Кавказа; известно, что только за время пребывания в Гродненском полку Л. выполнил 12 картин на кавк. темы (Р. , М. Ю. Л., «Рус. худож. листок», 1862, 27 июля). Эти рисунки и картины сохранились лишь частично.
Изучение лит. наследия Л. помогает понять, какое влияние оказало изобразит. иск-во на формирование творч. метода Л.-писателя. «В фразеологическом мире лермонтовского «Вадима», — отмечал В. В. Виноградов, — выделяются из... общеромантического фона образы и выражения живописного искусства. Они гармонируют в стиле «Вадима» с изобразительными приемами романтической фантастики, основанными на игре красок, на контрастах яркого света и тени, на «особой системе рембрандтовского освещения». Автор смотрит на изображаемые события глазами художника и представляет их в виде картин...» (ЛН, 1941, т. 43—44, с. 530; слова о «рембрандтовском освещении» принадлежат Б. Эйхенбауму. — Ред.).
Анализ словесных портретов, пейзажей, жанровых сцен в произв. Л. — поэта и прозаика — приводит к выводу, что в лепке образа, композиции картины, в выявлении гл. мысли произв. Л. прибегал к рембрандтовскому закону светотени (см. также Рембрандт Х. ван Рейн).
По своей тематике и жанровым признакам работы Л.-художника могут быть разбиты на неск. групп: 1) воен. тема (она преобладает среди акв. и рис. в альбомах и на отд. листах); 2) пейзажи (составляют б. ч. картин Л. и занимают значит. место среди его рис.; среди акв. их немного); 3) портреты (этот жанр Л. разрабатывал гл. обр. в акв. и рис.; акв. портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отд. листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок, б. ч. к-рых до сих пор не определена); 4) карикатуры (один из любимых жанров Л.; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей; б. ч. карикатур пока нерасшифрована); 5) жанровые сцены (светские сцены, кавк. быт, сцены из крест. жизни; Л. разрабатывал эти темы гл. обр. в рисунках); 6) наброски и рис., не имеющие определенного сюжета, — обширная серия различных голов, преим. мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, лаконич. выразительность делает многие из этих рис. маленькими шедеврами; 7) иллюстрации — самая небольшая группа рис. Л. Среди них — неск. автоиллюстраций: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и (с нек-рой натяжкой) на полях «Сашки», рис. на автографе стих. «На севере диком...», а также 4 илл. к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-бек». Сюда следует добавить 5 акв.Типы крестьян (наброски). Карандаш. 1832—34. Из альбомов А. М. Верещагиной (см. Ковалевская)
Илл. к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-Бек». Перо, чернила. 1832—34.
В области техники диапазон Л.-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии (о последнем свидетельствует автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» , 4 экз. — ИРЛИ, и ГРМ).
Из худож. наследства Л. известны 13 картин маслом:
1. Герцог Лерма (холст, масло; 1832—33). Картина была написана для А. А. Лопухина. Назв. дано не Л. и восходит к семейному преданию о происхождении рода Л. от исп. герцога Лермы (1552—1623), что не соответствует действительности (см. Род Лермонтовых). Картина является повторением случайно поврежденного рис., выполненного Л. в 1830—31 углем на оштукатуренной стене в доме Лопухиных. На стене и на полотне запечатлен образ человека, к-рого, по словам А. А. Лопухина [см. Пахомов (3), с. 84—85], Л. увидел во сне. В живописной манере заметно влияние творчества Рембрандта: темные сгущенные тона, попытка применить рембрандтовские приемы светотени. Портрет хранился в семье Лопухина и в 1886 был передан его сыном в Лермонт. музей при Николаевском кавалерийском уч-ще. С 1917 — в ИРЛИ.Зарисовки военных (шаржи). Карандаш. 1832—34.
2. Портрет А. Н. Муравьева (1836 — нач. 1838; картон, масло; ИРЛИ). Поступил в Лермонт. музей в 1916. Авторство Л. подтверждалось надписью на обороте; она же свидетельствовала, что портрет принадлежал С. Н. Стааль-Гольштейн (жене офицера Гродненского полка), следовательно, мог быть написан не позже пребывания Л. в этом полку. Высказываются, однако, и нек-рые сомнения в принадлежности Л. данного портрета [см. Григорьян (4), с. 273—74].
3. «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 21 авг. 1831» (холст, масло; ИРЛИ; внизу подпись: «М. Лермонтовъ. 1837»). В 1937 картина была обнаружена автором настоящей статьи в Арт. историч. музее в Ленинграде и в 1951 передана в ИРЛИ. Старинная копия — в Музее Л. в Пятигорске.
4. «Вид Тифлиса» (1837; картон, масло; ГЛМ). Был подарен Л. его родственнику ген. П. И. Петрову в Ставрополе в 1837. Общий вид города со стороны Авлабарского предместья. Авторство Л. подтверждается живописной манерой, сближающей эту картину с № 6, а также семейным преданием Петровых.
5. «Вид Пятигорска» (); картон, масло; ГЛМ; внизу монограмма: «М. Л.»). Вид на город со стороны подъема к гроту (месту встречи Печорина с Верой). Авторство Л. засвидетельствовано дочерью А. П. Шан-Гирея, а также владельческой надписью на обороте картины (принадлежала Е. П. Шан-Гирей). В 1940 была приобретена В. Д. Бонч-Бруевичем в антикварном магазине в Вильнюсе для ГЛМ. Единств. картина Л., к к-рой сохранился подготовит. рисунок (находится в Стокгольме).
6. «Кавказский вид с саклей». (Военно-Груз. дорога близ Мцхеты; 1837—38; картон, масло, ИРЛИ). Поступила в Лермонт. музей в 1890 от наследников А. А. Краевского. Авторство Л. засвидетельствовано неоднократно разными лицами. Потомки Краевского писали в сопроводит. дарственном письме: «Еще жив и здравствует Д. В. Григорович, свидетельствующий о подлинности этих художественных произведений Лермонтова». Изображает слияние рек Арагвы и Куры и монастырь Джвари — место действия поэмы «Мцыри». Одна из лучших картин Л.: превосходно передана здесь воздушная перспектива, в нежно-голубой дымке к-рой мягко рисуются горы и реки.Схватка горцев с казаками. Карандаш. 1832—34.
7. «Кавказский вид возле селения Сиони» (Военно-Груз. дорога, ущелье близ Коби; 1837—38; холст, масло; без подписи; Гос. заповедник «Тарханы», куда картина поступила из Пензенской б-ки им. М. Ю. Л. в 1930—40-х гг.; в б-ку поступила в 1896 от П. С. Сазоновой; написана была для Е. А. Арсеньевой). Авторство Л. устанавливается близостью композиции картины с его автолитографией «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».
8. «Вид горы Крестовой» (1837—38; картон, масло; Музей Л. в Пятигорске). Приобретена в Хельсинки франц. балетным деятелем С. М. Лифарем и в 1968 передана им в дар Гл. архивному управлению СССР; реставрирована художником А. Д. Кориным. На обороте надпись: «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ. Она представляет Крестовую гору — место его смерти. Кн. В. Одоевский» (ошибка Одоевского: Л. убит в Пятигорске). Картина изображает панораму, к-рая открывается от начала подъема на Крестовую (описана в повести «Бэла»). Превосходная композиция, передающая ощущение глубины пространства, свидетельствует о высоком живописном мастерстве Л.Два всадника, едущие шагом. Перо, чернила. 1832—34.
9. «Кавказский вид с верблюдами» (развалины скалы Тамарасцихе близ селения Караагач; 1837—38; холст, масло; ИРЛИ). В каталоге Лермонт. выставки в Ленинграде (1941) названа «Караван верблюдов в горах Кавказа». Приобретена в 1939. Авторство Л., основанное на семейном предании владельцев, не имевших отношения к Л., подтверждено худож. экспертизой. В картине сочетаются все особенности, свойственные живописи Л.: «разлитый», присущий только ему колорит; расположение фигур на первом плане; скалы, неск. однообразные во всех его работах; достаточно умелая перспектива и какое-то особое лермонт. восприятие природы.
10. «Воспоминание о Кавказе» (март — апрель 1838; картон, масло; ИРЛИ). Авторство Л. в отношении этой и следующей картины засвидетельствовал А. И. Арнольди, в 80-е гг. передавший их в Лермонт. музей. Р. Зотов, со слов Арнольди, указывает, что обе картины написаны в Новгородской губ. («Рус. худож. листок», 1862, 27 июля), что позволяет датировать их временем пребывания Л. в Гродненском полку.
11. «Черкес» (; картон, масло; ИРЛИ). Сохранилось письменное свидетельство А. И. Арнольди, что картина сделана при нем «в час времени в Селищенских казармах...».
12. «Сцена из кавказской жизни» (1838; дерево, масло; ГЛМ). По свидетельству Е. А. Верещагиной, была выполнена в окт. 1838 и послана по просьбе автора А. М. Верещагиной-Хюгель в Германию («Зап. отдела рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина», в. 26, М., 1963, с. 44—45, 50). Поступила из ФРГ при содействии И. Андроникова.
13. «Перестрелка в горах Дагестана» (1840—41; холст, масло; ГЛМ). По свидетельству Е. П. Шан-Гирей, Л. подарил эту картину А. А. Хастатову. В 80-х гг. на холсте сохранялась надпись «В горах Дагестана. М. Ю. Л.». В 1940 картина поступила в Гос. лит. музей из частных рук. Надпись на ней исчезла, однако авторство ЈІ. установлено экспертизой. Картина изображает стычку русских с чеченцами, скрытыми в завалах гор, т.е. отражает события из жизни Л., в 1840 участвовавшего в воен. действиях в Дагестане.
Живописные произв. Л. не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства, но все имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрит. впечатлений поэта.
Картины Л. воспроизведены: № 7 и № 12 — Андроников (9); № 8 — «Огонек», 1970, № 5; сведения о воспроизведении остальных см.: ЛН, т. 45—46, с. 84—85, 87, 88, 90—92, 94, 96 (см. также альбом "Лермонтов. Картины. Акварели. Рисунки», 1980, а также вклейки к наст. изданию).
Как установлено Е. А. Ковалевской, картина «Кавказский вид с Эльбрусом», к-рая с 1890 приписывалась Л. (ЛН, т. 45—46, с. 89—90), ему не принадлежит: экспертизой рентгенологич. кабинета Эрмитажа установлено, что она написана во 2-й пол. 19 в.
Из дошедшпх до нас 44 акварелей Л. часть находится в альбоме, принадлежавшем М. А. Шан-Гирей (ранее считался альбомом матери поэта; см. Сандомирская, с. 122—36).Крестьянин под деревом. Перо, чернила. 1832—34.
В альбоме 13 акв. Из них 5 датированы Л. Самая ранняя из всех известных акв. поэта — «На горячих водах» — имеет дату 1825, одна — 1829 и три —1836. Т. о., акварели вносились в альбом в течение 11 лет. Естественно, что их худож. достоинства не однородны. Датировка остальных акв. остается предположительной. Наиболее интересны портретные: неизвестного в синем сюртуке и двух персонажей, видимо, какого-то лит. произведения. Из датированных особое место занимает акв. с надписью Н. И. Рыбкина (?): «Шан-Гирей говорит, что это «фаталист»». Возможно, что это портрет родственника Л. — А. Л. Хастатова, известного своей храбростью; случай с ним, по словам Висковатого, Л. положил в основу повести «Фаталист».Молодая женщина и старуха. Итальянский карандаш. 1835—36.
Одна из лучших акварелей Л. — «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (); ГБЛ); она примечательна своей светлой поэтичностью: воздух чист и прозрачен, вдали, в синеватой дымке, протекает река, на вершине холма — навсегда врезавшаяся в память Л. «чета берез»; этот образ и все поэтич. настроение акв. перекликаются со стих. «Родина». Единственной прямой автоиллюстрацией среди работ Л. является гуашь на фронтисписе автографа поэмы «Кавказский пленник» (1828; ИРЛИ): «Гирей с пленником на аркане».
Семейные предания о легендарном исп. предке Л. — Лерме, а также работа над драмой «Испанцы» отразились в сюите акв. портретов: «Испанец с кинжалом» (); ГЛМ), «Испанец с фонарем и католический монах» (1831; ГПБ) и более поздний «Испанец в белом кружевном воротнике» (нач. 1830-х гг.; ИРЛИ).
В 1837 выполнен тушью романтич. пейзаж, изображающий «Мельницу Волобуева» (собр. И. С. Зильберштейна; см. "М. Ю. Лермонтов. Картины и рисунки поэта», 1964, под назв. «Ночной пейзаж» с ошибочной датой — 1830).
Наиболее значит. цикл среди акварелей Л. составляют портретные зарисовки. Это прежде всего трехкратное изображение В.А. Лопухиной, любовь к к-рой поэт пронес через всю жизнь. На первом из них (; ГЛМ) Лопухина изображена в образе героини драмы «Испанцы»: здесь точно передан костюм Эмилии, описанный в ремарке к сцене 1, действие III (V, 64), акварель принадлежала Лопухиной, была передана по ее просьбе А. М. Верещагиной-Хюгель, в 1961 обнаружена в ФРГ (в лит-ре известна под назв. «Лопухина в образе исп. монахини»; см. «Огонек», 1961, № 31); в 1962 привезена И. Андрониковым (ГЛМ). Второй портрет — поясной (; ИРЛИ). На третьем () Л. изобразил Лопухину в одежде и позе Веры, героини романа «Княгиня Лиговская» (ср. VI, 149); акв. находится в альбоме Лопухиной, переданном ею Верещагиной-Хюгель (оригинал — Колумбийский ун-т в США, копия — ИРЛИ; воспроизведена: «Russian Literatur Triquarterli», 1974, № 10). В этом же альбоме — еще 8 акв. Л., в т.ч. портрет слуги Лопухиных — арапа Ахилла (воспроизв. там же); последние две акв. (Лопухина, Ахилл) воспроизв. также в «Сб. Ленинград».
Значит. интерес представляет акв. автопортрет Л. в форме Нижегородского драгун. полка на фоне Кавк. гор (; ГЛМ). Он был подарен автором В. Лопухиной, передан ею на хранение Верещагиной-Хюгель. В нач. 60-х гг. 20 в. обнаружен в ФРГ (см. «Огонек», 1961, № 31) и получен И. Андрониковым одновременно с портретом Лопухиной, о к-ром шла речь выше.
Интересны реалистич. и психологич. портрет А. А. Кикина (Кисловодск, 1837; ИРЛИ), а также романтич. портрет тур. военачальника Мушир Гамаль Паши (см. «Смена», 1960, № 18).
Три акв. портрета друзей — С. А. Раевского (?) (1835—37; ГЛМ), А. И. Одоевского (?) (1837; ГЛМ; атрибуция не вполне доказана; ранее считался автопортретом Л.) и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда (1841; ГЛМ), а также акв. портрет Н. С. Мартынова (1841, Музей Л. в Пятигорске; см. «Огонек», 1967, № 12) завершают галерею акв. портретов Л.
Не доказана принадлежность Л. акв. портрета Ю. П. Лермонтова, отца поэта (ГЛМ).
В акв. и рис. Л. охотно обращался к изображению баталий и сцен из воен. быта. Наиболее интересны акв.: «Нападение русской кавалерии на французский обоз» [сер. или 2-я пол. 1830-х гг.; принадлежала А. М. Верещагиной-Хюгель; собственность В. фон Кенига, ФРГ; воспроизведена: Андроников (9)], в этой акв. заметно влияние батальной живописи А. О. Орловского; «Эпизод из маневров в Красном Селе» (1833—34; утрачена во время Великой Отечеств. войны); «Бивуак л.-гв. Гусарского полка под Красным Селом» (1835, ГБЛ); «При Валерике. Похороны убитых» (1840, альбом Л.); «Кавалерийская схватка казаков с черкесами» (1836; сепия; альбом М. А. Шан-Гирей). Сведения о воспроизведении акв., место публикаций к-рых не оговорено, см. в ЛН, т. 45—46, с. 97—125, а также в альбоме «Лермонтов. Картины. Акварели. Рисунки», 1980.
Третью группу наследия Л.-художника составляют рисунки.
Юношеские опыты в этом роде (на отд. листах) немногочисленны: ученич. зарисовки с гравюр и единичные рис., сохранившие следы увлечения романтич. темой. Рис. сер. 30-х гг. («Черкес с лошадью», «Молодая женщина и старуха») уже обращают на себя внимание мастерством и свободным владением итал. карандашом. Во время первой ссылки в 1837 покорившая воображение Л. кавк. природа вызвала серию карандашных пейзажных зарисовок: «Кавказский вид с арбой», «Дарьял», «Тифлис. Метехский замок», «Развалины на берегу Арагвы», «Тамань», «Танцующие грузинки на крыше сакли», «Вид Бештау, около Железноводска» и автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Эти пейзажи отличаются от прочих рис. Л. по своей исполнит. манере: Л. переходит здесь от контурного рис. к живописному, что вполне отвечает наметившейся к этому времени склонности к работе маслом, а также назначению этих рисунков как подготовит. набросков для предстоящих живописных работ.Развалины на берегу Арагвы. Карандаш. 1837.
Наиболее полное представление о Л.-рисовальщике дают его альбомы. Первый из них был с Л. во время учения в Школе юнкеров; он насчитывает 245 рис.; подавляющее большинство из них (многие блестящи по своей выразительности) принадлежат Л.; анализ этого альбома (или тетради) показывает, какое сильное влияние на графику Л. оказало иск-во Орловского. Тематика их разнообразна: бытовые зарисовки из жизни Школы юнкеров (в дортуаре, в манеже, на бивуаке и др.), портреты товарищей и преподавателей (Л. Н. Хомутов, В. И. Кнорринг, А. А. Столыпин и др.), батальные сцены (атака конных улан, стычка франц. кирасиров с конными егерями, схватка горцев с казаками и др.), многочисл. наброски лошадей, мужских и женских голов (в т.ч. 5 предполагаемых изображений В. А. Лопухиной), жанровые сцены (гулянье в саду, прогулка верхом, коляска с четверкой лошадей и пр.), 4 илл. к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-бек». Особое место занимают рисунки, изображающие сцены из крест. жизни (крест. типы, тройка у почтовой станции, тройка в коляске, крест. двор), что свидетельствует об интересе Л. к нар. жизни и в известной степени предвосхищает заключит. строки стих. «Родина». В юнкерском альбоме намечается и карикатурная тематика, к-рая позднее ярко проявится в карикатурах 1835 и 1841, сохранившихся в альбомах Верещагиной (Колумбийский ун-т, США) и А. Д. Блудовой (ИРЛИ). Подробное описание юнкерского альбома Л. — см. ЛН, т. 45—46, с. 154—84; Описание ИРЛИ, с. 137—52.
Другой альбом был у Л. в 1840—41 (ГПБ). В нем 21 рис. Л. — по большей части беглые наброски, иногда лишь намеченные карандашом или пером; они представляют собой нечто вроде дневниковых записей поэта. Это кавк. пейзажи и жанровые сцены (среди них «Военный верхом и амазонка», ошибочно считавшийся автоиллюстрацией к «Герою...», «Дипломатия гражданская и военная», «Магнетизм взгляда и действие кошелька»). Наиболее интересны рис., в к-рых зафиксированы моменты боевой жизни Л. во время походов в Чечню и Дагестан. Заметное место среди них занимают упомянутые выше акварели, а также рис., в к-рых изображены эпизоды сражения при Валерике. К ним примыкает акв. «Эпизод из сражения при Валерике» (1840, ГРМ), где композиция и рисунок принадлежат Л., а раскраска Г.Г. Гагарину. Эти 4 рисунка составляют целую сюиту, к-рая перекликается с осн. мыслью стих. «Я к вам пишу...» («Валерик»), и вместе с тем они иллюстрируют отдельные его строки.Черкес с лошадью. Итальянский карандаш. 1837 (?).
Всадник и всадница. Карандаш. 1841.
Совм. работа Л. и Гагарина продолжалась и далее: Гагарину принадлежит раскраска рис. Л. «Эпизод Кавказской войны» (1840; ИРЛИ; утрачена во время Великой Отечеств. войны), перерисовка двух рисунков Л. («Два всадника, стреляющие в горца» и «Джигитовка»; 1840, ГРМ), а группа, зафиксированная на рис. Л. в «Эпизоде из сражения при Валерике» и повторенная Гагариным в альбоме П. А. Урусова, потом была включена Гагариным в картину «Сражение при Ахатли в 1841» (ГРМ).
Худож. наследие Л. долгие годы лежало под спудом. Люди, близко знавшие поэта, относились с преступной небрежностью к его личным вещам, вследствие чего многое до нас не дошло. За первые 50 лет, протекших со дня смерти Л., в печати появились лишь 4 живописные работы (картина «Воспоминание о Кавказе»; заглавный лист автографа повести «Вадим», испещренный рисунками; акв. Л. и Гагарина «Эпизод из сражения при Валерике» и рис., ошибочно названный «Прогулка княжны Мери и Печорина»). В 1891, в связи с юбилеем, было воспроизведено 11 работ Л. И только с появлением в 1910—13 5-томного академич. издания соч. под ред. Д. Абрамовича, в 1914—15 6-томного издания соч. под ред. В. Каллаша и очерка о поэте, изданного Комитетом по сооружению при Николаевском кавалерийском уч-ще памятника М. Ю. Лермонтову (1914), было положено начало более широкой публикации его живописного наследия. Начиная с 1934 издания соч. Л. неизменно сопровождаются публикациями его картин, акварелей и рисунков.
В работе автора настоящей статьи «Живописное наследие Лермонтова» (ЛН, 1948, т. 45—46) подробно описаны все произв. Л.-художника, даны сведения об их датировке, размере, технике исполнения, об истории их создания и поступления в тот или иной музей, книжное либо архивное хранилище. К тому времени было учтено 11 картин маслом, 32 акварели, 49 рисунков на отд. листах и в альбомах, рисунки, составляющие т. н. юнкерскую тетрадь, и 72 наброска на автографах. За истекшее тридцатилетие сов. и заруб. исследователями обнаружено и опубл. более 40 работ Л.-художника, в т.ч. 3 картины маслом. Изучению живописного наследия Л., неотъемлемой части его творчества, посв. работы мн. сов. исследователей (И. Андроников, Н. Белявский, К. Григорьян, Л. Гроссман, Е. Ковалевская и др.).
Лит.: Ефремов П., Портреты и рисунки [М. Ю. Л.], в кн: М. Ю. Л., Соч., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873; Заболотский П., Письмо в ред. газ. «Голос», «Голос», 1882, 24 дек.; Бильдерлинг А., Лермонт. музей Николаевского кавалер. уч-ща. Каталог, СПБ, 1883; Александренко В., Л. как художник, «Рус. ведомости», 1891, 6 окт.; В. Ч[уйко], Рисунки Л., «Всемир. иллюстрация», 1891, т. 46, № 3; Врангель; Мосолов; Бабенчиков М., Л. в живописи, «Совр.», 1914, окт.; Зубакин Б. М., Поэт и рисунок, «Иск-во трудящимся», 1925, № 16; Новиков И., Лермонт. домик в Пятигорске, «Огонек», 1926, № 32 (176); Эфрос А., Рисунки поэта, Л., 1933, с. 15—16; Меленевская М., Рисунки поэта, «Сов. иск-во», 1934, 11 окт.; Емелин С. С., Воспроизведение рисунков Л., в кн.: Александров и Кузьмина; Белявский Н. Ф., Л.-художник, «Иск-во», 1939, кн. 5; его же, Спутники творч. исканий. (Рисунки М. Ю. Л.), «Лит-ра в школе», 1941, № 1; Новые лермонт. рисунки, «Известия», 1939, 16 мая; Рисунки М. Ю. Л. «Сов. иск-во», 1939, 10 янв.; Пахомов Н., Выставка лермонт. фондов, «Огонек», 1940, № 2; Пахомов (3); Пахомов (5); Пахомов, Беляев; Михайлова А. (1), с. 64—68; М. Ю. Л. Каталог выставки в Ленинграде, М. — Л., 1941; Бубнова В., Новые лермонт. материалы, в кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 6, М. — Л., 1941; Фейнберг И., Рисунок Л., «ЛК», 1940, № 2; Савинов А., Картина и рисунки М. Ю. Л., «Правда», 1941, 6 июня; Лазаревский И., Русские художники-баталисты прошлого, «Новый мир», 1941, № 9—10, с. 174—80; Гроссман (3); Всесоюзная выставка к столетию со дня смерти Л., М., 1951; Описание ИРЛИ, в. 2; Герштейн Э. Г., Обнаружен в 1960 г. .., «Смена», 1960, № 18; Андроников И., Неизвестное полотно Л., «Творчество», 1963, № 6; Андроников (13), с. 119—20, 190—202, 228—32, 240—42, 249, 301—02, 330—32, 413—30, 431—37; М. Ю. Л. Картины и рисунки поэта. Илл. к его произв. [Сост. и авт. вступ. ст. Е. А. Ковалевская], Л., 1964; Зильберштейн И. С., Парижские находки. Л. и кавалергарды, «Огонек», 1967, № 12; его же, Лучшая заруб. коллекция реликвий рус. лит-ры, там же, 1970, № 5; Турчин В., Рус. писатели и поэты-художники, «Художник», 1969, № 12, с. 45—46; Герасимов В., Попов В., Верховская Н., Найден еще один рис. Л., «Наука и жизнь», 1972, № 1; Чекалин С., Но верные мечты тот образ сохранили..., «Огонек», 1977, № 2; Ковалевская; Сандомирская; Григорьян (4); Л. Картины. Акварели. Рисунки. [Вступ. ст. И. Андроникова], М., 1980; Библиография (по указателю, с. 513).
Н. П. Пахомов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981