Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - зичи михаил (михай) александрович

Зичи михаил (михай) александрович

Зичи Михаил (Михай) Александрович

З́́ИЧИ (Zichy) Михаил (Михай) Александрович (1827—1906), русско-венг. художник. Род. и учился в Венгрии; с 1847 жил и работал в России. Одним из любимых его поэтов был Л. Создал сюиту илл. к «Демону» (60-е гг.; 19 листов, карандаш; музей ИРЛИ), а также акварели «Тамара и Ангел-хранитель» (1866), «Танцующая Тамара» (1880) (обе — ГТГ), «Тамара в гробу» (1879, Домик Л. в Пятигорске).

При создании акварелей З. в значительной мере использовал альбомы Г. Г. Гагарина 40-х гг.: «Le Caucase pittoresque» и «Scenes de paysages moeurs et costumes de Caucase». В 1860 З. написал картину «Демон и Тамара» (масло; ГТГ; воспроизв. отд. листом, гравировка Симмонса, 1860; ИРЛИ); в 1881— рис. «Демон, летящий над Кавказом» (карандаш, мел; ГЭ). Содержание поэмы раскрывается в сюите как романтич. аллегория. Изображая трех гл. героев поэмы, художник выбирает узловые моменты сюжета, ищет наиболее выразит. и эффектные позы и жесты. Часть илл. З. воспроизведена в гравюрах Симмонса: «Тамара и Демон» («Не плачь, дитя...»), «Тамара в объятиях Демона», «Тамара и Ангел-хранитель». «Тамара в церкви и Демон» воспроизв. в «Ниве» (1878, № 29), а также в сб. «Худож. складчина» (1875). В журн. «Север» (1893, № 10 и 1896, № 36) помещены две гравюры с рис. З. «Демон под окном кельи Тамары».

Благодаря публикациям в популярных изданиях работы З. приобрели широкую известность, и в 1879 И. И. Глазунов предложил художнику иллюстрировать «роскошное» издание поэмы «Демон». Предполагалось издать полное собр. соч. Л. с илл. З., однако в 1882 Глазунов расторг договор с художником. Тем не менее первая попытка целостного осмысления творчества Л. в изобразит. иск-ве принадлежит именно З. Всего им было задумано ок. 100 рис. Для выполнения этой обширной задачи он в 1881 специально поехал на Кавказ: посетил места, где жил Л., сделал зарисовки пейзажей и зданий (карандаш, ИРЛИ), стараясь, по его словам, «подробно срисовать с натуры то, что великий поэт описал» (см. Алешина, с. 176). Результатом этой работы явились илл. к роману «Герой нашего времени» и новая серия илл. к «Демону» (20 листов, тонированная бумага, уголь; музей ИРЛИ). От графически четких набросков первой серии З. переходит к мягкому живописному рисунку, добиваясь выразит. светотеневых эффектов. Гл. внимание уделено созданию общей эмоц. атмосферы, пейзажу. В сюите появляются новые сюжетные моменты: гибель Синодала, сторож у стен монастыря, похороны Тамары.

З. выполнил также 9 илл. к стих. «Ангел», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Свидание», «Морская царевна», «Пленный рыцарь», «Русалка», «Тамара», «Три пальмы» (все — уголь; музей ИРЛИ). Наряду с этим он создал неск. вариантов заглавных листов, в т.ч. к «Песне про... купца Калашникова» (карандаш; ГРМ). В лит-ре есть указания на то, что З. выполнил и илл. к этой поэме, однако они неизвестны (см. Алешина, с. 175).

Из серии крупноплановых илл. к «Герою...» в оригиналах сохранились только илл. «Бэла у источника», «Смерть Бэлы» и «Княжна Мери, сидящая на постели», отличающиеся мастерством и эффектностью композиции. Остальные оригиналы илл. к роману до нас не дошли и известны только по воспроизведению и фотографиям (музей ИРЛИ). Существуют также многочисл. сюжетные наброски к «Княжне Мери» (13 листов, карандаш; музей ИРЛИ). В них проявилось умение З. давать меткие характеристики персонажей, хотя их психол. трактовка лишена глубины. Работая «скорописью», в лаконичной манере, З. запечатлевает различные мизансцены. Особую ценность представляют воссозданные с документ. точностью пейзажи Кисловодска и Пятигорска (29 листов, карандаш; музей ИРЛИ). Коллекцию своих рис. З. в 1883 принес в дар музею Л. в Пятигорске.

Отд. листы З. часто воспроизводились в гравюре; граверы обычно огрубляли замысел художника, тем не менее нек-рые критики считали его илл. к Л. «самыми выдающимися» (см. Алешина, с. 177).

Илл. З. к «Княжне Мери» частично изданы в 1891 в виде альбома с соответств. отрывками текста («Живописное приложение к роману М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери»», СПБ, 1891; альбом переиздан фототипич. способом в 1900). Илл. З. к «Герою...» использованы в изд. романа в сов. время (М., «Детгиз», 1938).

Лит.: Неск. слов о художнике М. А. Зичи, СПБ, 1869; Пахомов (2), с. 108—10, 240—47 и др.; Дурылин (6), с. 578; Сидоров, с. 86—87; М. Ю. Л. Картины и рисунки поэта. Илл. к его произв., М. — Л., 1964, с. XIII; Алешина Л., Михай Зичи, М., 1975, с. 66, 76, 99—100, 101, 102—30, 173, 174—78, 202—21; Berkovits Ilona, Zichy Mihály élete és munkássága, Budapest, 1964 (по указателю).

Л. С. Алешина Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое зичи михаил (михай) александрович
Значение слова зичи михаил (михай) александрович
Что означает зичи михаил (михай) александрович
Толкование слова зичи михаил (михай) александрович
Определение термина зичи михаил (михай) александрович
zichi mihail (mihay) aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):