Музыкальный словарь - ализаде акшин аликули оглы
Связанные словари
Ализаде акшин аликули оглы
А. Ализаде вошел в музыкальную культуру Азербайджана в 60-е гг. насяду с другими композиторами республики, сказавшими свое слово в искусстве в отношении к народной музыке. Азербайджанская народная, ашугская и традиционная музыка (мугам), ставшая источником вдохновения для многих композиторов, питает и творчество Ализаде, в котором своеобразно преломляются и переосмысливаются ее ладоинтонационные и метроритмические особенности в сочетании с современными приемами композиции, лаконизмом и отточенностью деталей музыкальной формы.
Ализаде окончил Азербайджанскую государственную консерваторию по классу композиции Д. Гаджиева (1962) и аспирантуру под руководством этого видного азербайджанского композитора (1971). Значительное влияние на творческое становление Ализаде, как и на творчество многих представителей национальной композиторской школы, оказала музыка У. Гаджибекова, К. Караева, Ф. Амирова. Ализаде воспринял также искусство корифеев музыки XX в. И. Стравинского, Б. Бартока, К. Орфа, С. Прокофьева, Г. Свиридова.
Яркая самобытность стиля, самостоятельность музыкального мы: шления Ализаде проявилась уже в студенческие годы, в частности в Сонате для фортепиано (1959), отмеченной дипломом первой степени на Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов. В этом произведении, органично вписывающемся в традицию национальной фортепианной сонаты, Ализаде претворяет новый взгляд на классическую композицию, используя национальный по характеру тематизм, приемы народного инструментального музицирования.
Творческой удачей молодого композитора стала его дипломная работа Первая симфония (1962). В последовавшей за ней Камерной симфонии (Второй, 1966), отмеченной зрелостью и мастерством, воплотился характерный для советской, и в том числе азербайджанской, музыки 60-х гг. элемент неоклассицизма. Немаловажную роль сыграла в этом произведении неоклассическая традиция музыки К. Караева. В терпком музыкальном языке, сочетающемся с прозрачностью и графичностью оркестрового письма, своеобразно претворено мугамное искусство (во 2 части симфонии используется материал мугама Рост). Синтез неоклассического элемента с интонациями народной музыки отличает стиль двух контрастных по характеру пьес для камерного оркестра "Пасторали" (1969) и "Ашугской" (1971), образующих, несмотря на свою самостоятельность, диптих. Нежно-лирическая Пастораль воссоздает стиль народной песенности. Отчетливо ощущается связь с народным искусством и в "Ашугской", где композитор обращается к древнему пласту музыки ашугов странствующих певцов, музыкантов, которые сами сочиняли песни, стихи, дастаны и щедро дарили их народу, бережно сохраняли исполнительские традиции. Ализаде воплощает характер вокального и инструментального интонирования, свойственный ашугской музыке, имитируя, в частности, звучание тара, саза, ударного инструмента дэфа, пастушеской свирели тутека. В пьесе для гобоя и струнного оркестра "Джанги" (1978) композитор обращается к другой сфере народной музыки, претворяя стихию героической пляски воинов.
Важную роль в творчестве Ализаде играет хороваяи вокально-симфоническая музыка. Цикл хоров a cappella "Баяты" написан на тексты старинных народных четверостиший, сконцентрировавших в себе народную мудрость, остроумие, лиризм (1969). В этом хоровом цикле Ализаде использует баяты любовного содержания. Раскрывая тончайшие оттенки чувства, композитор сочетает психологические картины с пейзажными и бытовыми зарисовками по принципу эмоционального и темпового контраста, интонационно-тематических связей. Национальный стиль вокального интонирования преломлен в этом цикле, словно написанном прозрачными акварельными красками, сквозь призму восприятия современного художника. Здесь Ализаде опосредованно претворяет манеру интонирования, присущую не только ашугам, но также певцам-ханенде исполнителям мугамов.
Иной образно-эмоциональный мир предстает в кантате "Двадцать шесть", насыщенной ораторским пафосом, патетикой (1976). Сочинение носит характер эпико-героического реквиема, посвященного памяти героев Бакинской коммуны. Произведение открыло дорогу двум следующим кантатам: "Празднество" (1977) и "Песня о благословенном труде" (1982), воспевающим радость жизни, красоту родной земли. Свойственная Ализаде лирическая интерпретация народной музыки проявилась в "Старинной колыбельной" для хора a cappella (1984), в которой воскрешается древняя национальная музыкальная традиция.
Композитор также активно и плодотворно работает в области оркестровой музыки. Им написаны жанрово-живописные полотна "Сельская сюита" (1973), "Апшеронские картины" (1982), "Ширванские картины" (1984), "Азербайджанский танец" (1986). Эти произведения находятся в русле традиций национального симфонизма. В 1982 г. появляется Третья, а в 1984 Четвертая (Мугамная) симфония Ализаде. В этих сочинениях своеобразно преломляется традиция мугамного искусства, питавшая творчество многих азербайджанских композиторов, начиная с У. Гаджибекова. Наряду с традицией мугамного инструментализма в Третьей и Четвертой симфониях композитор использует средства современного музыкального языка. Неторопливость эпического повествования, присущая предыдущим оркестровым сочинениям Ализаде, соединяется в Третьей и Четвертой симфониях с драматургическими принципами, свойственными драматически-конфликтному симфонизму. После телевизионной премьеры Третьей симфонии газета "Баку" писала: "Это трагический, исполненный внутренних противоречий монолог, насыщенный размышлениями о добре и зле. Музыкальная драматургия и интонационное развитие одночастной симфонии направляются мышлением, глубинные истоки которого восходят к древним мугамам Азербайджана".
Образным строем и стилистикой Третья симфония связана с героико-трагическим балетом "Бабек", (1979) по трагедии И. Сельвинского "Орла на плече носящий", повествующим о народном восстании IX в. под предводительством легендарного Бабека. Этот балет был поставлен на сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1986).
В сфере творческих интересов Ализаде находится также музыка к кинофильмам, драматическим спектаклям, камерно-инструментальные сочинения (среди них выделяется соната Дастан-1986). Творческий поиск композитора продолжается.