Музыкальный словарь - амиров фикрет
Связанные словари
Амиров фикрет
Я видел родник. Чистый и свежий, звонко журча, бежал он по родным полям.
Свежестью и чистотой дышат амировские песни.
Я видел чинар. Врастая корнями глубоко в землю, он кроной своей вознесся высоко в небо. Сродни этому чинару искусство Фикрета Амирова, возвысившееся именно благодаря тому, что укоренилось в родной почве.
Наби Хазри
Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: "Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров", писал Д. Шостакович. "Мелодия душа его творчества".
Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. "Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья", вспоминал Амиров. ..."Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость". Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. "Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим", писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма "Посвящение Узеиру Гаджибекову" (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется "Аршин мал алан") у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию "Похитители сердец" (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию "Радостная весть" (пост. 1946). В этот период появляются также опера "Улдиз" ("Звезда", 1948), симфоническая поэма "Памяти героев Великой Отечественной войны" (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию Низами первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд-овшары", представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.
"Создание симфонических мугамов "Шур" и "Кюрд-овшары" инициатива Бюль-Бюля", отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся "самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне". Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.
Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере "Севиль" (пост. 1953) первой национальной лирико-психологической опере. "Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи", писал Амиров. "В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом". Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: ...""Севиль" богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере".
Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита "Азербайджан" (1950), "Азербайджанское каприччио" (1961), "Симфонические танцы" (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов "Шур" и "Кюрд-овшары" спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова "Гюлистан Баяты-шираз" (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра "Низами". (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета "Низами".) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта Насими Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы "Сказание о Насими", а позже делает оркестровую редакцию этого балета.
Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет "Тысяча и одна ночь" (пост. 1979) красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. "По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой" (балетмейстер-постановщик балета. Н. А.) "посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое"... писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.
Амиров наряду с композиторской активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). "Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара... Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив", так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров.