Музыкальный словарь - сюита
Связанные словари
Сюита
Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие не меньшее, чем танцы.
Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания.
Эти произведения стали называть сюитами от французского слова suite последовательность. Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига (о них вы можете прочесть далее в рассказе, который называется «Танец»). Танцы эти соединялись по принципу контраста между медленными, плавными и живыми-прыжковыми.
Со временем они стали дополняться другими изящным церемонным менуэтом, жеманным небыстрым гавотом, шутливым бурре или живым, веселым провансальским ригодоном. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части -прелюдия, ария, каприччио, рондо. Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Их создавали многие композиторы XVIII века.Наиболее известны сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, порою и для оркестра. В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое распространение получили сюиты другого типа такие, как, например, «Карнавал» Р.
Шумана цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского собрание пьес, передающих впечатления композитора от выставки художника В. А. Гартмана. А оркестровые сюиты П. И. Чайковского не связаны с конкретной программой, но и не танцевальны. Это характеристические пьесы с чертами тонкой стилизации.
Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Овод» Д. Д. Шостаковича, «Золушка» С. С. Прокофьева. Наверное, вы и сами можете дополнить этот перечень без труда. .