Музыкальный словарь - альтерация
Связанные словари
Альтерация
Если после альтерированного звука должен прозвучать натуральный, пишут знак отказа бекар (или, если нужно, дубль-бекар ). Если альтерированный звук появляется в музыкальном произведении случайно, однократно (например, ре-диез или фа-диез в до-мажорной пьеске), знак альтерации ставится непосредственно перед ним и учитывается только до конца того такта, в котором появился, и только в той октаве, в которой указан.
Но когда в этом же такте далее должен прозвучать неальтерированный звук, перед ним ставят знак отказа бекар.
На первый взгляд может показаться, что знаки альтерации это обозначения черных клавиш фортепианной клавиатуры, тогда как белые клавиши имеют собственные названия. Но дело обстоит совсем не так просто. Знаки альтерации обозначают не клавиши, а звуки.
И черная клавиша между белыми фа и соль, в зависимости от тональности, в которой написана исполняемая вами пьеса, может быть и фа-диезом и соль-бемолем. А в каком-нибудь произведении (как правило, более сложном, предназначенном не для начинающих музыкантов) встретятся, например, до-дубль-диез или соль-дубль-бемоль, которые на фортепианной клавиатуре окажутся равными, соответственно, нотам ре и фа, но в исполняемой пьесе, по смыслу развертывания мелодии или логике гармонической структуры, будут именно «дубль-диезом» или «дубль-бемолем».
.