Музыкальная энциклопедия - академия
Связанные словари
Академия
Существовали А. двух типов: а) учёные общества, смешанные по составу членов, в деятельности к-рых наряду с диспутами, лит. чтениями большое место занимало музицирование. Такие А. были в Венеции A. Pellegrina (осн. 1550), во Флоренции A. della Crusca (осн. 1582), в Болонье A. della Galati (осн. 1588) и A. dei Concordi (осн. 1615) и во мн. др. городах. Наиболее известна римская A. dell'Arcadia (осн. 1692), объединявшая знатных аристократов, учёных, поэтов, музыкантов. Её членами ("пастушкбми") были мн. видные итал. музыканты, скрывавшиеся за поэтич. псевдонимами: так, А. Скарлатти именовался Терпандром, А. Корелли Аркимелло, Б. Паскуини Протико, и т.д. Собрания А. (празднества по античным образцам, поэтич. и муз. соревнования и т.п.) происходили на лоне природы. Здесь члены А. отдыхали от официальных придв. церемоний; обращаясь к наивной пасторальности, они выражали этим стремление к естественности, слиянию с природой; б) организации, объединявшие проф. музыкантов и любителей музыки. Деятельность этих А. была направлена на развитие и изучение муз. иск-ва. Они устраивали публичные и закрытые концерты, занимались изысканиями в области истории и теории музыки, муз. акустики, основывали муз. учебные заведения, ставили оперные спектакли (напр., в A. degli Invaghiti в Мантуе в 1607 состоялось первое исполнение оперы "Орфей" Монтеверди). Наиболее известной А. этого типа была Болонская филармоническая академия (осн. 1666). Для того чтобы быть принятым в её члены, требовалось выдержать труднейшие муз.-теоретич. испытания. Членами этой А. были итал. и иностранные композиторы: Дж. Бассани, Дж. Торелли, А. Корелли, Дж. Б. Мартини, В. А. Моцарт, Й. Мысливечек, М. С. Березовский, Е. И. Фомин и др. К А. по характеру деятельности была близка Флорентийская камерата (осн. в 1580 меценатом Дж. Барди), с к-рой связано возникновение оперы. Во Франции известность получила Академия поэзии и музыки (Acadйmie de poйsie et de мusique), осн. в 1570 в Париже поэтом, лютнистом и комп. Ж. А. Баифом.
2) В 18 1-й трети 19 вв. в Италии и др. зап.-европ. странах название авторских концертов, устраивавшихся композиторами, а также муз.-исполнительских публичных собраний (концертов), к-рые организовывались содружествами любителей музыки. В России подобного рода А. начали возникать в конце 18 в., первая в 1790 в Петербурге. Несколько позднее в Москве была организована Муз. А. (для дворян), её старшиной являлся H. M. Карамзин. В 1828 в Петербурге директор Придв. певческой капеллы Ф. П. Львов осн. Муз. А. с целью "приятного препровождения свободного времени и преуспевания в образовании и усовершенствовании музыкальных вкусов". Как отмечают современники, действит. членами этой А. были исключительно любители музыки.
3) Название нек-рых современных, гл. обр. высших, муз. учебных заведений, напр.: Королевская А. музыки в Лондоне, А. музыки и сценич. иск-ва в Вене, Зальцбурге, Национальная академия "Санта-Чечилия" в Риме, Муз. А. (консерватория) в Белграде, а также некоторых оперных т-ров (Национальная А. музыки и танца официальное назв. парижского т-ра "Гранд-Опера"), разл. научных (напр., Гос. А. художеств. наук в Москве, ГАХН, 1921-32), конц. и др. учреждений (А. грампластинки им. Ш. Кро, А. танца в Париже и др.).
Литература: Della Torre A., Storia dell'Accademia Platonica di Firenze, Firenze, 1902; Maylender M., Storia dell' Accademia d'Italia, v. 1-5, Bologna, 1926-30; Walker D. P., Musical humanism in the 16th and early 17th cent., "MR", 1941, II, 1942, III (на нем. яз. Der musikalische Humanismus, в сб.: Musikwissenschaftliche Arbeiten, No 5, Kassel, 1949); Yates Fr. A., The French Academy in the 16th cent., University of London, Warburg Inst., "Studies", XV, L., 1947.И. M. Ямпольский.