Музыкальная энциклопедия - алфавит музыкальный
Связанные словари
Алфавит музыкальный
Др.-греч. буквенная нотация употреблялась в Зап. Европе до 10 в. В период раннего средневековья возник и применялся наравне с ней способ обозначения звуков буквами лат. алфавита. Вначале диатонич. звукоряд, состоявший из двух певч. октав (А а), обозначался буквами от А до Р. Позднее стали применять лишь первые семь букв. При этом способе нотация была следующей: А, В, С., D, E, F, G; а, b, с, d, e, f, g, aa. Позднее этот звукоряд был дополнен снизу звуком соль большой октавы, обозначавшимся буквой g (гамма) греческого алфавита. II ступень осн. звукоряда стала применяться в двух видах: высокая звук си, называлась В durum (лат. твёрдое) и обозначалась квадратным начертанием (см. Бекар); низкая звук си-бемоль, называлась В mollis (лат. мягкое) и обозначалась округлым начертанием (см. Бемоль). Со временем звук си стал обозначаться лат. буквой Н. После 12 в. ср.-век. система буквенной нотации была вытеснена невменным письмом и хоральной нотацией, однако в 14-18 вв. она возродилась в различных вариантах в органных и лютневых табулатурах.
В настоящее время диатонический звукоряд в пределах октавы имеет следующее буквенное обозначение:
В странах англ. языка эта система применяется с одним отступлением сохранилось старинное обозначение звука си буквой b; си-бемоль при этом обозначается b flat (си мягкое).
Для записи знаков альтерации к буквам добавляются слоги: is диез, es бемоль, isis дубль-диез, eses дубль-бемоль. Исключение составляют звук си-бемоль, за к-рым сохранилось обозначение буквой b, звуки ми-бемоль и ля-бемоль, обозначающиеся соответственно слогами es и as. До-диез cis, фа-дубль-диез fisis, ре-бемоль des, соль-дубль-бемоль geses.
В странах англ. языка диез обозначается словом sharp, бемоль словом flat, дубль-диез словами double sharp, дубль-бемоль словами double flat, до-диез с sharp, фа-дубль-диез f double sharp, ре-бемоль d flat, соль-дубль-бемоль g double flat.
Звуки большой октавы обозначаются прописными буквами, а малой строчными. Для звуков других октав к буквам добавляются цифры или чёрточки, соответствующие по числу названиям октав:
до первой октавы с1 или с'
ре второй октавы d2 или d"
ми третьей октавы е3 или е "'
фа четвёртой октавы f4 или f""
до пятой октавы с5 или с " "'
си контроктавы Н1 или 1Н, или Н
ля субконтроктавы А2 или А, или Для обозначения тональностей к буквам добавляются слова: dur (мажор), moll (минор), причём для мажорных тональностей используются прописные буквы, а для минорных строчные, например C-dur (до мажор), fis-moll (фа-диез минор) и т.п. При сокращённом способе написания прописные буквы (без добавлений) обозначают мажорные тональности и аккорды, а строчные минорные.
С введением в муз. практику линейной нотной системы А. м. утратил своё первоначальное значение и сохранился как вспомогат. средство обозначения отд. звуков, аккордов и тональностей (преим. в муз.-теоретич. работах).
Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941; Bellermann Fr., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, В., 1847; Fortlage K., Das musikalische System der Griechen..., Lpz., 1847; Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878; Monro D. В., Modes of Ancient Greekmusic, Oxf., 1894; Wolf J., Handbuch der Notationskunde, Bd 1-2, Lpz., 1913-19; Sachs C., Die griechische Instrumentalnotenschrift, "ZfMw", VI, 1924; его же, Die griechische Gesangsnotenschrift, "ZfMw", VII, 1925; Pоtirоn H., Origines de la notation alphabйtique, Revue grйgorienne", 1952, XXXI; Соrbin S., Valeur et sens de la notation alphabйtique a Jumiиges..., Rouen, 1955; Smits van Waesberghe J., Les origines de la notation alphabйtique au moyen вge, в сб.: Annuario musical XII, Barcelona, 1957; Barbour J. M., The principles of Greek notation, "JAMS", XIII, 1960.В. А. Вахромеев.