Музыкальная энциклопедия - амати
Связанные словари
Амати
Сыновья А. Амати Андреа Антонио А. (15551640) и Джироламо А. (1561-2 XI 1630). Работали вместе (примерно 1577-1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, неск. орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краёв дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.
Николо А. (3 XII 1596 12 IV 1684) сын и ученик Дж. Амати. Наиболее известный из семьи А. Он довёл тип скрипки, выработанный представителями семейства А., до совершенства. В нек-рых скрипках увеличенного формата (364-365 мм), т.н. Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак, как и у др. мастеров А., золотисто-жёлтый с лёгким коричневым оттенком, иногда встречается красный. Отличны и виолончели Николо А. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Ученики Николо А.: его сын Джироламо А. 2-й (1649-1740), А. Гварнери, Ф. Руджери и А. Страдивари.
Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, М., 1964; Jаlоveс К., Italienische Geigenbauer, Prag., 1957; его же, Enzyklopдdie der Geigenbauer, (Praha), 1965.Б. В. Доброхотов.