Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - анджолини г.

Анджолини г.

(Angiolini) Доменико Мария Гаспаро (псевд. Анджело Гаспарини, Gasparini) (9 II 1731, Флоренция 5 II 1803, Милан) итал. артист балета, либреттист, балетмейстер и композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 в Турине начал ставить балеты. С 1758 работал в Вене, где учился у австр. хореографа Ф. Хильфердинга. Один из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов А., опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразительной пантомиме перед бессодержательным "фигурным танцем". А. разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Важнейшее место балетмейстер отводил музыке, считая, что она "являет собою поэзию балетов-пантомим". В 1761 пост. в Вене балет "Дон Жуан" Глюка на либр. Р. Кальцабиджи. А. создал новое для муз. т-ра зрелище. Отойдя от традиц. сюжетов мифологии и древней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её "испанской трагикомедией". А. показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагическую развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод. В 1762 сотрудничал с К. В. Глюком в пост. оперы "Орфей и Эвридика" и пантомимного балета "Осада Цитеры". В 1763-64 состоялись премьеры героич. балетов "Клеопатра", "Фетида и Пелей", "Ифигения" и комич. балета "Приключения в серале" Скарлатти. В балете Глюка "Семирамида" (1765) на сюжет одноим. трагедии Вольтера А. трактовал античность в свете идей Вольтера и франц. энциклопедистов. В 1766-72, 1776-79,1782-86 А. работал в Петербурге и Москве, пост. балеты "Оставленная Дидона" (1766), "Семира" по трагедии А. П. Сумарокова (1772), "Ариадна и Тезей" (1776), "Китайский сирота" по трагедии Вольтера (1777) на собственную музыку и др. Творч. взгляды А. изложил в полемич. брошюре (Милан, 1773), содержащей два письма к балетм. Ж. Ж. Новеру, где обвинял Новера в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке муз. основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождающейся эстетикой сентиментализма. В 1774 А. вновь сотрудничал в Вене с Глюком, поставил его балет "Китайский сирота". Последние годы жизни А. работал в миланском т-ре "Ла Скала". Среди пост.: "Федра" (1788), "Лоренцо" и "Амур и Психея" (1789). В конце века стал участником освободит. борьбы соотечественников с австр. владычеством. В 1799-1801 был в тюрьме, а выйдя на свободу, больше не занимался творчеством. Четверо сыновей А. посвятили себя балетному т-ру. Наиболее талантливым был Пьетро А. (1764-1830), работавший в Италии.

Сочинения: Lettere a Monsieur Noverre sopra i balli pantomimi, Mil., 1773; Dissertation sur les ballets pantomimes des anciens, Mil.; 1956.

Литература: Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 199-232.

В. М. Красовская.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое анджолини г.
Значение слова анджолини г.
Что означает анджолини г.
Толкование слова анджолини г.
Определение термина анджолини г.
andzholini g. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины