Музыкальная энциклопедия - архипова и. к.
Связанные словари
Архипова и. к.
Глубокое раскрытие внутр. содержания муз. образа, продуманность интерпретации, дар сценич. перевоплощения и безупречное вок. мастерство отличают иск-во А. Голос певицы широкого диапазона, привлекает богатством тембровых красок, теплотой. Партии: Любаша ("Царская невеста"), Полина ("Пиковая дама"), Любовь ("Мазепа"), Марина Мнишек; Марфа ("Хованщина"), Азучена, Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"), Шарлотта ("Вертер"). значит. место в репертуаре А. занимают партии в операх сов. композиторов. Первая исполнительница на сцене Большого т-ра партий: Ниловны ("Мать" Хренникова, 1957), Дьячихи ("Её падчерица" Яначека, 1958), Элен ("Война и мир", 1959), Клавдии ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева, 1960), Варвары ("Не только любовь" Щедрина, 1961), Комиссара ("Оптимистическая трагедия" Холминова, 1967). Часто выступает с концертами. Исполнению А. как камерной певицы свойственны классичность формы, тонкое чувство стиля. В её репертуаре произв. рус., сов. и зарубежных композиторов. С 1955 гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Болгария, Япония, США, Чехословакия, Канада, Франция). В 1967 и 1971 А. выступала в партии Марфы ("Хованщина"), в 1968 в партии Марины Мнишек в спектаклях т-ра "Ла Скала" (Милан).
Литература: Князева Н., Поет Ирина Архипова, "ТЖ", 1959, No 6; Туманов A., Творчество, отмеченное поиском, "СМ", 1964, No 3; Степанова С., Вдохновенное мастерство, "Культура и жизнь", 1967, No11; Грошева Е., Музыкант с умом и темпераментом, "СМ", 1972, No 4.В. И. Зарубин.