Музыкальная энциклопедия - армянская нотопись
Связанные словари
Армянская нотопись
Высотные знаки
Абсолютно-высотная трактовка основного звукоряда А. н. со временем менялась; в старых записях он соответствовал миксолидийской гамме от звука ре.
В основе обозначения ритма лежит парное деление длительностей. Ритмические знаки ставятся над высотными, они же применяются для записи пауз (ставятся в нотной строке). Ноты группируются согласно метрической единице мелодии. В группе нот одинаковой длительности ритмический знак ставится только при первой из них:
Ритмические знаки
Единственный знак альтерации обозначает повышение осн. звуков на полутон (в нек-рых случаях меньше чем на полутон); пониженные звуки в записи заменяются повышенными, расположенными секундой ниже. Т. о., каждая нота со знаком альтерации может читаться двояко; истинное её значение определяется из контекста:
Примеры альтерацииСредневековая духовная песня (запись Н. Тогчяна).
А. н., детально разработанная и практичная, нашла широкое применение в арм., а также турецкой музыке 19 нач. 20 вв. Сохранилось множество рукописных и печатных сборников нар. песен и монодич. произведений разл. композиторов, записанных по этой системе. Ею постоянно пользовался при записи нар. песен Комитас.
Литература: Tашчян Н., Учебник армянской нотописи, Вагаршапат, 1874 (на арм. яз.); Атаян P., Пособие по армянской нотописи, Ереван,, 1950 (на арм. яз.), Кушнарев X., Вопросы истории и теории армянской монодическои музыки, Л., 1958, с. 351-356; Popescu-Judet Е., Dimitrie Cantemir et la musique Turque, Studia et Acta Orlentalia, VII, Bucarest, 1968, p. 209-210.Р. А. Атаян.