Музыкальная энциклопедия - авторское право
Связанные словари
Авторское право
А. п. зародилось в 15 в.в связи с изданием лит. произв. Первоначально оно выражалось в привилегиях и разрешениях на печатание того или иного произв., предоставлявшихся издателям. 1-ю привилегию на издание муз. сочинений получил в 1498 О. Петруччи от сената Венеции. Лишь в 18 в.(в 1709 в Англии, в 1793 во Франции) были сделаны первые попытки превратить А. п. в ин-т защиты прав авторов. К этому времени А. п. распространилось и на произв. муз. иск-ва. А. п. рассматривалось как право собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поскольку автор, как правило, не имел возможности сам издать своё произв., он вынужден был продавать его издателю, и оно становилось частной собственностью последнего. Издатели обогащались за счёт авторов, зачастую выплачивая им мизерный гонорар. Напр., песня "Скиталец" Шуберта принесла её издателю доход в 27 тыс. флоринов, что более чем втрое превышает сумму денежных поступлений, полученную постоянно нуждавшимся автором на протяжении всей своей жизни. Прелюд cis-moll Рахманинова, приобретённый за 25 долларов, принёс амер. издателю целое состояние. Хотя в последующее время права авторов в капиталистич. странах были неск. расширены, фактически А. п. в первую очередь охраняет гл. обр. интересы издателей и предпринимателей, использующих труд авторов.
В царской России вопросы А. п. затрагивались в Цензурном уставе (1828), затем в законах 1830 и 1874, где А. п. по аналогии с зап.-европейским предстаёт как право собственности, к-рым торгуют как любым др. товаром. По мере развития капитализма в России возникла необходимость более полной регламентации А. п. В 1911 было издано "Положение об авторском праве". Этот законодат. акт, несмотря на относительно прогрессивный характер, представляет возможность приобретения А. п. не только на уже созданные, но и на будущие произв. автора. Формально декларируя неприкосновенность произв., закон всё же разрешал издателю вносить изменения, "в согласии на которые автор не мог бы по доброй совести отказать".
Советское А. п. построено на принципиально новых основах. Декрет ЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов "О государственном издательстве" (1917), декреты Совета Народных Комиссаров РСФСР "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" (1918) и "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" (1919) первые законодат. акты Сов. гос-ва по А. п. имели осн. целью сделать произв. иск-ва и лит-ры, особенно произв. рус. классиков, доступными нар. массам. Вместе с тем эти законы охраняли и права авторов. Закон от 1918, в частности, указывал, что "необъявленные государственным достоянием произведения не могут быть при жизни автора размножаемы и распространяемы иначе, как по соглашению с автором". Объявив недействительными договоры, по к-рым издатель приобретал в полную собственность произв. лит-ры и иск-ва, закон от 1919 положил конец закабалению авторов. Он предоставил возможность передачи автором издателю лишь права на издание, ограничив такую передачу определённым сроком. Т. о., в СССР была ликвидирована система купли-продажи А. п.
После перехода к новой экономич. политике потребовалось обновление и расширение норм, регулирующих А. п. В 1925 было издано постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах авторского права", усовершенствованное затем постановлением ЦИК и СНК СССР от 1928 "Основы авторского права".
В 1961 были утверждены Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (введены в действие в 1962), спец. раздел к-рых посвящён А. п. Соответств. разделы имеются в гражд. кодексах союзных республик.
Закон об А. п. распространяется на любые произв. лит-ры, науки и иск-ва независимо от их формы, назначения, достоинств и способа воспроизведения. В их числе муз.-драм. произв., муз. произв. с текстом или без текста, кинофильмы, телевизионные фильмы, муз. передачи по радио и телевидению, механические и магнитные записи муз. произведений и др.
Для того чтобы произв. стало объектом А. п. необходимо, чтобы оно было результатом творч. деятельности автора и приобрело форму, позволяющую его воспроизводить (напечатать, публично исполнить, записать на грампластинку и т.д.).
В нек-рых случаях установить точную грань между трудом творческим и нетворческим затруднительно. Напр., инструментовка обычно рассматривается как труд технический, но ото не всегда правильно. В одном из определений Судебной коллегии Верховного Суда СССР отмечается, что оркестровка творч. характера может рассматриваться как объект А. п. "Оркестровка... может быть признана творческой со всеми вытекающими отсюда последствиями только при том условии, если автор не ограничился применением обычных технических приёмов оркестровки, а проявил в работе оригинальное оркестровое мышление" (Сб. постановлений Пленума и определений Судебной коллегии Верховного Суда СССР за 1944 г., М., 1948, стр. 331-332).
Муз. обработка чужого произв., поскольку она связана с полным или частичным изменением фактуры оригинального произв., а также обработка фольклора считаются авторскими сочинениями, а переложение чужого произв. для исполнения на др. инструменте, его редакция и реставрация таковыми не считаются.
В ряде стран, в т. ч. социалистических, признано и право исполнителей либо как авторское (ЧССР, законы от 1953 и 1965, ч. II), либо как "смежное" с авторским, "родственное" ему (Англия, Италия, Мексика, СФРЮ и др.).
В СССР закон об А. п. закрепляет за автором: а) право на авторство произв., т. е. на авторское имя, причём от автора зависит выпуск произв. под своим именем, под псевдонимом или анонимно; б) право на публикацию произв., его воспроизведение и распространение всеми дозволенными законом способами; в) право на неприкосновенность произв.; г) право на получение вознаграждения за использование произв.
Музыкальное произв. нередко представляет результат труда композитора и автора лит. текста, создающих совместно единое произв. искусства (опера, оперетта, песня и др.). Каждый из соавторов (композитор и либреттист, композитор и автор текста) сохраняет А. п. на созданную им часть произв. (раздельное соавторство).
Изредка встречается соавторство композиторов, совместно создающих единое музыкальное произведение (нераздельное соавторство). Взаимоотношения между соавторами обычно определяются особым соглашением.
А. п. допускает использование чужих мелодий, их гармонизацию, издания на темы др. композиторов транскрипций, вариаций, фантазий и т.д., но с обязат. указанием фамилии автора, произв. к-рого использовано, и источника заимствования. Во всех остальных случаях использование произв. в изменённом или сокращённом виде возможно лишь по предварит. соглашению с автором. Публикация муз. произведения с литературным текстом, переведённым на др. языки, допускается лишь с разрешения автора текста.
Существуют следующие виды авторского вознаграждения: 1) единовременный гонорар, выплачиваемый в случаях выполнения работы по заказу организации; 2) вознаграждение, выплачиваемое автору за каждое публичное исполнение произв.; 3) гонорар за издание произв.; 4) гонорар за записи на грампластинках и магнитофильмах для распространения среди населения; 5) гонорар за экранизацию опер, балетов, оперетт. Нормы авторского гонорара устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик, постановлениями Советов Министров СССР и союзных республик.
Передача изданных произв. по радио и телевидению производится без выплаты гонорара, кроме случаев, когда данное произв. было написано по заказу радио или телевидения.
А. п. на муз. произв. принадлежит автору пожизненно, а после его смерти переходит по наследству и действует в течение 25 лет.
Издание произв. автора возможно лишь на основании авторского договора, заключаемого с автором или его наследниками. Существуют типовые договоры издательский, постановочный, сценарный, договор художеств. заказа и др.
А. п. на произв., впервые выпущенные в СССР или находящиеся в какой-либо объективной форме на территории СССР, признаётся за автором и его наследниками независимо от их гражданства, а также за иными правопреемниками автора. А. п. распространяется и на произв. граждан СССР, впервые появившиеся или находящиеся в к.-л. объективной форме на территории иностр. гос-ва.
За иностр. авторами, произв. к-рых впервые выпущены в свет или находятся в к.-л. объективной форме на территории иностр. гос-ва, А. п. признаётся на основании и в пределах соответствующих междунар. соглашений, заключённых СССР.
Сов. Союзом принято решение о присоединении к Всемирной Женевской конвенции об А. п. (в редакции 1952), участником к-рой СССР становится с 27 мая 1973.
Нарушение А. п. влечёт за собой его восстановление (внесение необходимых исправлений, публикация сведений о допущенном нарушении), запрещение выпуска в свет или прекращение распространения произв. Нарушение А. п., выразившееся в плагиате, влечёт за собой ответственность в уголовном порядке.
Сов. закон устанавливает ряд процессуальных льгот для авторов как по искам, возникающим в связи с нарушением личных неимуществ. прав автора, так и по искам, касающимся авторского гонорара.
Литература: Шенк П. П., Об авторском праве на музыкальные произведения, СПБ, 1909; Беляцкин С. A., Новое авторское право в его основных принципах, СПБ, 1912; Витт В. О., Авторское право на музыкальные произведения, "Музыкальный альманах", М., 1914; Зильберштейн Н. Л., Авторское право на музыкальные произведения, М., 1960; Вакман Е. Л. и Грингольц И. A., Авторские права художников, М., 1962; Варpert W. und Wagner E., Internationales Urheberrecht: Kommentar, Mьnch., 1956; Bogsch A. L., Roach W. S., Derrito d' autore internationale..., Mil., 1956; их же, Universal copyright: an analysis and commentary, N. Y., 1958.Е. Л. Вакман.