Музыкальная энциклопедия - банджо
Связанные словари
Банджо
Б. применялся исполнителями для аккомпанемента пению (особенно в представлениях амер. менестрелей), использовался и как сольный инструмент. В разл. р-нах США выработались характерные стили исполнения на Б. В 30-х гг. 19 в. Б. был реконструирован. Шейка была снабжена ладами, струн стало 5, мелодич. струна отпала. С возникновением джаза Б. вошёл в его т. н. ритмич. группу. В 30-е гг. 20 в. Б. из-за ограниченных технич. возможностей исполнения в джазе был заменён гитарой, а в 40-х гг. введён в него вновь. В совр. джазовой музыке употребляются разновидности Б.: Б.-укулеле, Б.-мандолина, Б.-тенор, Б.-гитара. Б.-укулеле имеет 4 одинарные струны и строй a1, d1, fis1, h 1. Б.-мандолина оснащена четырьмя парными струнами и имеет строй мандолины примы. Б.-тенор имеет 4 одиночные струны и строй смычкового альта. У Б.-гитары 6 струн и строй 6-струнной гитары. В совр. моделях Б. применяется металлич. или деревянная обечайка; мембрана натягивается на открытый снизу (т. н. немецкая модель) или закрытый (англ. модель) деревянный корпус при помощи металлич. винтов, гриф с металлическими фиксированными ладами заканчивается плоской головкой с механич. колками. Струны стальные, гладкие и витые. Звук извлекается пальцами, как на гитаре, или плектром.
Литература: Конен В., Пути американской музыки, М., 1965; Кееlеr G. A., Notes on trick solo playing on the banjo, L., 1940; Sharpe A. R., The banjo and you, L., 1952; его же, A complete guide to the instruments of the banjo family..., L., 1966.P. Б. Галайская.