Музыкальная энциклопедия - бас
Связанные словари
Бас
1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический более мягкий и драматич.более сильный; диапазон лирич. баса G-f1, драматич. F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. "центральным") отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое в верхнем; диапазон его (С, D)E d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. Вотан ("Валькирия"), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. Зарастро ("Волшебная флейта"), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Фафнер ("Зигфрид"), для комич. Б. Бартоло ("Севильский цирюльник"), Джероламо ("Тайный брак" Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к к-рым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов басы-октависты с диапазоном (А1) В1 a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон см. Баритон.
2) Самая низкая партия многогол. муз. произв.
3) Б. цифрованный (basso continuo) см. Генерал-бас.
4) Муз. инструменты низкого регистра туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель басоля (Украина) и басетля (Белоруссия).
И. Г. Лицвенко.