Музыкальная энциклопедия - "бесконечная мелодия"
Связанные словари
"бесконечная мелодия"
Вийо, 1860). Принцип "Б. м." был выдвинут им в противовес традиц. оперной мелодике, в к-рой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. сочинения И.
С. Баха, а в инстр. музыке симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге "Бетховен", 1870). Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. были написаны часть "Кольца нибелунга" и "Тристан и Изольда") отказывается от внутр.
членения действия на отд. замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. носителем мелодич. начала является обычно оркестр. "Б. м." в муз. драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров Траурный марш из "Гибели богов").В вокальных партиях принцип "Б. м." выявляется в свободно построенных и осн. на муз. декламации монологах и диалогич. сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга без характерных для оперных "номеров" чётких завершений. Фактически под "Б. м." у Вагнера подразумевается "бесконечность" (непрерывность) во всей муз.
ткани, в т.ч. в гармонии впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. оборотов. У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное "Б. м." (в частности, в нек-рых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз.
развития вызывало критику "Б. м.", в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова.
Литература: Вагнер Р., Письма. Дневники. Обращение к друзьям, пер. с нем., М., 1911, с. 414-418; его же, Бетховен, пер. с нем. В. Коломийцева, М. СПБ, 1912, с. 84-92; Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., Лит. произв. и переписка, т. II, М., 1963, с. 51-53; Друскин М. С., История зарубежной музыки второй половины XIX в., вып. 4, М., 1963, с. 41.Г. В. Крауклис. .