Музыкальная энциклопедия - блуменфельд ф. м.
Связанные словари
Блуменфельд ф. м.
Пианистич. иск-во Б. сложилось под воздействием А. Г. Рубинштейна. Для героич. и вместе с тем лирич. стиля игры Б. характерны певучесть, красочность, виртуозность. Был первым исполнителем ряда фп. произв. рус. композиторов (А. К. Лядова, А. К. Глазунова, А. С. Аренского и др.). Выступал как ансамблист, аккомпанировал певцам (в т.ч. Ф. И. Шаляпину). Б. сыграл значит. роль в истории рус. и сов. фп. педагогики. Его осн. принципы (пути воспитания личности ученика, методы формирования слуха, приёмы работы над муз. произв. и над развитием техники) оказали большое влияние на педагогику Г. Г. Нейгауза. Из школы Б. вышли выдающиеся пианисты (А. М. Дубянский, С. Б. Барер, В. С. Горовиц, М. И. Гринберг) и ряд деятелей сов. муз. культуры (А. В. Гаук, Г. П. Таранов, М. Р. Раухвергер, Л. А. Баренбойм, Б. Я. Вайншенкер, А. Г. Руббах, С. И. Шлифштейн, А. Н. Цфасман, Г. Я. Эдельман и др.).
Как композитор Б. примыкал к Беляевскому кружку. Наибольший интерес представляют его романсы ("Заклинание", цикл "Весна" и др.), фп. пьесы (этюды, сюиты "У воды", "Звоны", транскрипция вальса Глазунова и др.), струн. квартет, а также симфония "Памяти дорогих усопших".
Братья Б.: Сигизмунд Михайлович Б. (1852, Одесса 12 II 1920, Петроград) композитор, пианист, педагог. Учился в Моск. консерватории у Д. Гальвани (пение), Э. Л. Лангера (фп.). В 1918-20 хранитель музея им. М. И. Глинки в Петрогр. консерватории. Автор муз. произв. и статьи "Новая (естественная) система Густава Нейгауза" ("РМГ", 1910, No3). Станислав Михайлович Б. (1850 8(20) II 1897, Киев) пианист и педагог. В 80-90-х гг. 19 в. преподавал игру на фп. в Киеве, где открыл собств. муз. школу.
Литература: К 100-летию со дня рождения Ф. М. Блуменфельда (статьи Б. Асафьева, А. Гаука, Г. Нейгауза, С. Шлифштейна), "СМ", 1963, No 4, с. 74-83; Баренбойм Л., Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда, М.-Л., 1964; его же. На уроках Ф. М. Блуменфельда, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1, М., 1965, с. 202-25; его же, Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда, в его сб.: Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства, Л., 1969; Моозер P. A., Воспоминания о Ф. М. Блуменфельде (Петербургские воспоминания швейцарского музыканта), в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 6, М., 1970, с. 213-16.Л. А. Баренбойм.