Музыкальная энциклопедия - цанца
Связанные словари
Цанца
Ц. древнейший и самый распространённый в Африке инструмент, особенно в Центральной и Южной, на нек-рых из Антильских о-вов. О его широкой популярности свидетельствует обилие назв., к-рыми обозначается Ц. у разл. племён, мбира, ндимба, лукембе, лала, малимба и др. Ц. используется в традиц. обрядах и проф. музыкантами (т. н. гриотами) для сольного исполнения, а также в ансамблях в составе: голос, Ц., рог, погремушки; голос и Ц.; голос, Ц. и ударные палочки и др. или вместе с угловой арфой нангой для аккомпанемента пению; на Ц. исполняются разл. наигрыши (в т. ч. ночными сторожами).
Образцы строя цанцы.
Ц. была завезена африканцами в Сев. и Юж. Америку (встречается ныне в странах Лат. Америки). Широко используется в танц.-инстр. ансамблях Гвинеи, Бенина, Уганды и ряда др. афр. стран.
Литература: Переверзев Л., Африканская симфония, "СМ", 1964, No 4; Виноградов В., Из дневника музыканта, "СМ", 1966, No 11, 1967, No 1; Голден Л., Африканские музыкальные инструменты, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973, с. 260-68; Галайская Р., Африканский музыкальный инструмент санза, там же, с. 269-280; Sachs С., Reallexicon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; его же, The history of musical instruments, N. Y., 1940; Кirby P. R., The musical instruments of the native race of South Africa, L., 1934; Husmann H., Marimba and Sansa der Sambesikultur, "Zeitschrift fьr Ethnologie" 1936, Jahrg. 68, No 1/3; Pepper H., Notes sur une sanza d'Afrique йquatoriale, в кн.: Miscelanea de estudios... F. Ortiz v. 2, La Habana, 1956; Вrandel R., The music of Central Africa. An ethnomusicological study, The Hague, 1961, p. 28-67; Laurenty J. S., Les sanza du Congo, v. 1-2, (Tervuren), 1962; Dietz В., Оlatunji M. В., Music instruments of Africa, their nature, use and place in the life of a deeply musical people, N. Y., 1965; Marcuse S., Musical instruments, N.Y., (1975), p. 455.P. Б. Галайская.