Музыкальная энциклопедия - царлино д.
Связанные словари
Царлино д.
Ц. заложил фундамент учения о гармонии. Применявшаяся прежде в пифагоровом строе б. терция в условиях развившегося многоголосия звучала неудовлетворительно, с биениями. Этого недостатка лишён т. н. чистый строй, за основу к-рого Ц. принял квинту и суженную (примерно на 1/10 тона) б. терцию. Показав возможность использования б. терции как консонанса, Ц. обосновал совершенную гармонию трезвучие и выдвинул теорию двух наклонений, объясняя мажорное трезвучие гармоническим (1:1/2: 1/3:1/4:1/5:1/6), a минорное арифметическим (1:2:3:4:5:6) делением струны. Ц. обратил внимание на мажорность и минорность всех ладов, доказал практич. необходимость включения ионийского и эолийского ладов в систему остальных ладов на равных с ними правах. Он выступал за разумное применение хроматизма, в то же время полемизировал с совр. ему венецианскими композиторами, злоупотреблявшими хроматикой. В трудах Ц. нашли воплощение принципы муз. эстетики Ренессанса. Почитатель античного иск-ва, он часто ссылался на Платона, Птолемея, использовал нек-рые положения Аристотеля. Эстетич. взгляды Ц. наиболее полно воплощены в его учении о гармонии. В отличие от ср.-век. эстетиков, Ц. считал, что мир полон гармонии: объективная гармония мира соизмерима с гармонией человеческой души, а сама музыка есть союз человеч. познания с гармонией природы. Ц. развил гуманистич. мысль о центр. положении человека в мире, причём из всех чувств наиболее полезным считал слух (в своих суждениях опирался прежде всего на слуховое восприятие). Под влиянием эстетики Возрождения Ц. выдвинул положение о неразрывности слова и музыки, о единстве теории и практики. Ц. возражал против использования музыки как средства развлечения, подчёркивал свойственное ей единство этического и эстетического, считал музыку важным элементом гуманистич. воспитания.
Труды Ц. подводят итог целому периоду в развитии европ. муз.-теоретич. и эстетич. мысли. Будучи наследником Й. Тинкториса, Глареана, Ф. Гаффори, Фольяно, он в то же время явился предвестником стилистич. переворота в музыке, совершившегося на рубеже 16-17 вв.
Издания (муз. соч.): Quinque vocum moduli, Venezia, 1549; 3 Lectiones pro mortuis, в сб.: Cipriani de Rore et aliorum auctorura motetta 4 voci, Venezia, 1563; Modulationes sex vocum, Venezia, 1566; (2 мотета), в изд.: Torchi L., L'arte musicale in Italia, v. 1, Mil., 1897; (Мотеты и др.), в изд.: Das Chorwerk, Bd 77, Wolfenbьttel, 1961 (публикация R. Flury).Литературные сочинения: Le istitutioni harmoniche..., Venezia, 1558, факсим. переизд., N. Y., (1965), 1573, факсим. переизд., (Ridgewood), 1966 (рус. перевод фрагментов Установления гармонии, пер. О. П. Римского-Корсакова, в кн.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, М., 1966); Dimostrationi harmoniche, Venezia, 1571, факсим. переизд., (N. Y.), 1965, переизд. (Ridgewood), 1966 (рус. пер. фрагментов Доказательство гармонии, пер. М. В. Иванова-Борецкого, в кн.: Музыкальная эстетика..., М., 1966); Sopplimenti muslcali, Venezia, 1588, факсим. переизд., (N. Y.), 1966.Полное собрание сочинений : De tutte l'ореrе del r. m. Gioseffo Zarlino..., v. 1-4, Venezia, 1588-89.Литература: Иванов-Борецкий М. В., О ладовой основе полифонической музыки, "Пролетарский музыкант", 1929, No 5, то же, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Ливанова Т. Н., (О музыкознании эпохи Возрождения), в кн.: История европейского искусствознания, т. 1, М., 1963; Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, сост. текстов, общая вступ. ст. В. П. Шестакова, (М., 1966); Кушнарёв X. С., О полифонии, М., 1971; Шестаков В. П., Гармония как эстетическая категория, М., 1973; его же, От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века, М., 1975; Ravagnan G., Elogio di G. Zarlino di Chioggia, celebre ristauratore della musica nel sйcole XVI, Venezia, 1819; Caffi F., Della vita e delle opere del prete Gioseffo Zarlino, Venezia, 1836; Bellemo V., G. Zarlino: memoria, Chioggia, 1884; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1-2, Lpz., 1888, 1914 (рус. пер. Rиман Г., Катехизис истории музыки, ч. 1-2, М., 1896-97); его же, Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961; Chevaillier L., Les thйories harmoniques, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac et L. de la Laurencie, pt. II (v. 1), P., (1925) (рус. пер. Шевалье Л., История учений о гармонии, под ред. и с добавл. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1931); Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., (1954); Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berkeley, 1961; Flury R., Gioseffo Zarlino als Komponist, Winterthur, 1962; Dahinaus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonalitдt, Kassel (u. a.), 1968; Harrбn D., New light on the question of text underlay prior to Zarlino, "Acta Musicologica", 1973, v. 45, No 1.В. П. Фраёнов.