Музыкальная энциклопедия - четвертитоновая система
Связанные словари
Четвертитоновая система
Встречаются также особые ключи: ("высокий ключ") исполнение одного из разделов пьесы на 1/4 тона выше, ("низкий ключ") 1/4 тона ниже. Наиболее распространённые типы трактовки Ч. с.: мелизматическая (микротоны как мелодич. украшение, опевание осн. устоев), ступенная (микротоны как самостоятельные и равноправные ступени системы), сонорная (микротоны как часть темброзвуковых комплексов, используемых в качестве самостоят. мелких единств; см. Соноризм).
Элементы Ч. с. первоначально развились в муз. практике и были осознаны теоретически ещё в древности в качестве микроинтервалов энармонич. рода (см. Энармоника). Четвертитоны трактовались в мелодии преим. мелизматически. (Образец др.-греч. "энбрмона" см. в ст. Мелодия, колонка 519.) Интервалы Ч. с. применяются в традиционной музыке ряда вост. народов (арабов, турок, иранцев).
В эпоху средневековья элементы Ч. с. изредка встречаются как отголосок антич. энармоники. Попытки перенесения греч. ладов (и родов) в совр. практику привели нек-рых музыкантов 16-17 вв. к использованию четвертитонов (в мелизматич. трактовке, см. таблицу, а также в ступенной, см. пример в колонке 524). Канун 20 в. ознаменовался новой волной интереса к Ч. с. и к микрохроматике вообще (в числе первых опыты А. Й. Грусса). В 1892 вышла книга Г. А. Беренс-Зенегальдена о Ч. с. (трактуемой уже в новейшем смысле, как 24-ступенная система), в к-рой предлагался и соответствующий инструмент ("achromatisches Klavier"), в 1898 Дж. Фулдсом был сочинён четвертитоновый струнный квартет. В 1900-1910-е гг. к Ч. с. обратились композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, И. А. Вышнеградский, Ч. Айвс и др. Особенно последовательно разрабатывал Ч. с. чеш. композитор и теоретик А. Хаба. В это же время появились первые работы о Ч. с. в России (М. В. Матюшин, А. С. Лурье). В 20-е гг. 20 в. Ч. с. изучалась и творчески осваивалась сов. композиторами и теоретиками (соч. Г. М. Римского-Корсакова, А. А. Кенеля, Н. А. Малаховского; теоретич. работы Г. М. Римского-Корсакова, В. М. Беляева, А. М. Авраамова и др.). Разнообразное применение Ч. с. получила после 2-й мировой войны 1939-45: в рамках совр. хроматич. тональности (12 полутонов образуют своего рода "диатонику" в отношении к четвертитонам), в т. н. свободной атональности, в связи с серийностью, в особенности при сонорной трактовке ресурсов Ч. с. К ней обращались П. Булез, М. Кагель, С. Буссотти, А. Циммерман, ряд советских композиторов. Образец Ч. с. (сонорно окрашенное звучание струнных инструментов с выразительным эффектом нежных вздохов):
Э. В. Денисов. Трио для скрипки, виолончели и фп., 1-я часть, такты 28-29.
Литература: Матюшин М. В., Руководство к изучению четвертей тона для скрипки,..., 1915; Лурье A., К музыке высшего хроматизма, в сб.: "Стрелец", П., 1915; Беляев В. М., Четвертитонная музыка, "Жизнь искусства", 1925, No 18; Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, "De musica", сб. 1, Л., 1925; Капелюш Б. Н., Архивы М. В. Матюшина и Е. Г. Гуро, в кн.: Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год, Л., 1976; Vicentino N., Lantica musica ridotta alla moderna prattica, Roma, 1555, факсим. изд., Kassel, 1959; Behrens-Senegalden G. A., Die Vierteltцne in der Musik, В., 1892; Wellek A., Viertelton und Fortschritt, "NZfM", 1925, Jahrg. 92; Wyschnegradsky I., Quartertonal music..., "Pro Musica Quarterly", 1927; его же, Manuel dharmonie a quarts de ton, P., (1932); Haba A., Flьgel und Klavier der Vierteltonmusik, "Die Musik", 1928, Jahrg. 21, H. 3; eго же, Mein Weg zur Viertelund Sechstelton-Musik, Dьsseldorf, 1971; Schneider S., Mikrotцne in der Musik des 20. Jahrhunderts, Bonn, 1975; Gоjоwy D., Neue sowjetische Musik der 20-en Jahre, (Laaber), 1980; Ludvovб J., Anton Joseph Gruss (1816-1893) a jeho ctvrttуny, "Hudebnн veda", 1980, No 2.Ю. Н. Холопов.