Музыкальная энциклопедия - диктант музыкальный
Связанные словари
Диктант музыкальный
На значение Д. м. для развития муз. слуха одним из первых указал X. Г. Негели; в последующее время разработке метода Д. м. уделили внимание X. Риман и др. виднейшие зарубежные муз. теоретики и педагоги. В России Д. м. вошёл в педагогич. практику в 60-х гг. 19 в. О важной его роли в муз. воспитании писал Н. А. Римский-Корсаков ("Музыкальные статьи и заметки", 1911).
Поскольку наиболее рациональным признан ладовый метод развития муз. слуха, в процессе Д. м. обычно используется предварит, прослушивание и осознание элементов лада, ритма, гармонии, голосоведения и формы диктуемого примера с последующей записью услышанного; этот приём противопоставляется ранее практиковавшемуся интервальному (механическому) способу записи Д.
м. Изредка в качестве Д. м. применяются муз. отрывки в исполнении инстр. ансамбля или оркестра; при записи таких образцов учащийся должен на слух определить и обозначить инструменты, записать не только музыку, но и её инструментовку. Владение навыками Д. м. помогает композитору записывать возникающие в его сознании мелодии, муз.
темы.
Литература: Ладухин Н. М., Тысяча примеров музыкального диктанта, М., (б. г.), посл. изд., М., 1964; Островский А. Л., Павлюченко С. A., Шокин В. П., Музыкальный диктант, М.-Л., 1941; Островский А. Л., Очерки по методике теории музыки и сольфеджио, Л., 1954, с. 265-86; Агажанов А. П., Двухголосные диктанты, М., 1947, 1962; его же, Четырёхголосные диктанты, М., 1961; Вахромеев В. A., Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе, М., 1963, М., 1966; Мюллер Т., Трёхголосные диктанты, М., 1967; Алексеев Б. и Блюм Дм., Систематический курс музыкального диктанта, М., 1969; Nдgе1i H. G., Vollstдndige und ausfьhrliche Gesangschule, Bd 1, Z., 1810; Lavignac A. J. A., Cours complet thйorique et pratique de dictйe musicale, P.-Brux., 1882; Riemann H., Katechismus des Musikdiktats, Lpz.
, 1889, 1904; Battke M., Neue Formen des Musikdiktats, В., 1913; Gйda1ge A., L'enseignement de la musique par l'йducation mйthodique de l'oreille, v. 1-2, P., 1921-23; Dickey Fr. M. and French E., Melody writing and ear training, Boston, 1926; Reuter Fr., Zur Methodik der Gehцrьbungen und des Musikdiktats, Lpz., 1927; Martens H., Musikdiktat, в серии: Beitrдge zur Schulmusik, H. 1, Lahr (Baden), 1930, Wolfenbьttel, 1958; Waldmann G., 1080 Diktate zur Musiklehre, В., 1931; Willems E., L'oreille musicale, t. 1, Gen., 1940; Grabner H., Neue Gehцrьbung, В., 1950; Schenk P., Schule der musikalischen Gehцrbildung, H.
1-8, Trossingen, 1951; его же, Schule des musikalischen Hцrens, I, Lpz.-В., 1958; Jersild J., Lehrbuch der Gehцrbildung. Rhythmus, Kph., 1956.В. А. Вахромеев. .