Музыкальная энциклопедия - эллингтон э. к.
Связанные словари
Эллингтон э. к.
В 20-30-е гг. Э. разрабатывал т. н. стиль джунглей ("jungle style"). В ряде соч. использовал афро-амер. фольклор. В 30-40-е гг. Э. написал много ставших популярными джазовых пьес "Настроение индиго" ("Mood indigo"), "Одиночество" ("Solitude"), "Искушённая леди" ("Sophisticated lady"), "Караван" ("Caravan"), "He совершай ничего, пока не услышишь обо мне" ("Do nothing till you hear from me"), "В сентиментальном настроении" ("In a sentimental mood"), "Зов креольской любви" ("Creole love call"), "Я начинаю видеть свет" ("I'm beginning to see the light") и др. В использовании гармонич. и орк. красок Э. был близок к К. Дебюсси, М. Равелю. Это превращало его произведения в изысканные муз. картины. Он был первым джазовым музыкантом, сумевшим преодолеть жанровую ограниченность раннего джаза. Э. создал первые образцы конц. джазовой музыки, сочиняя для своего оркестра большие многочастные композиции, гл. обр. сюиты "Либерийская сюита" ("Liberian suite", 1947), "Ночное создание" ("Night creature" "звуковая параллель" для симф. оркестра, фп. и джаза, 1955), "Такой приятный гром" ("Such sweet thunder" "12 эпизодов и характеров из драм Шекспира", 1957), Concerto grosso для оркестра и джаза (1962), "Новоорлеанская сюита" ("New Orleans suite", 1969), сюита "Слава Туго" ("Togo brava suite", 1971). Своим муз. творчеством и исполнит. деятельностью Э. внёс большой вклад в муз. культуру США и др. стран. Он называл собств. музыку не джазовой, а негритянской или афро-американской, считая, что иск-во негр. музыкантов должно способствовать пробуждению самосознания цветного меньшинства в США, стать духовной опорой в борьбе за гражданские права. Эти идеи он подчеркнул в произв. "Чёрные, коричневые и бежевые" ("Black, brown and beige" "звуковая параллель" к истории амер. негров, 1943), "Гарлем" ("Harlem", 1951), в музыке к драм. спектаклю "Мой народ" ("My people", 1963), "Концерте духовной музыки" ("Concert of sacred music", 1965). Э. автор музыки к ряду кинофильмов ("Анатомия убийства", "Парижский блюз", "Нападение на королеву") и телевизионных спектаклей; значительно менее известны его балеты и опера "Була".
Литературные сочинения: Music is my mistress, N. Y., 1973.Литература: Волынцев A., Эхо Гарлема, "МЖ", 1969, No 12; Переверзев Л., Дюк Эллингтон и его оркестр, "МЖ", 1971, No 22; Trazegnie J. de, Duke Ellington, Brux., 1946; Hess H. (Bosman A.), Het leven van Duke Ellington, Rotterdam, 1946; Ulanov В., Duke Ellington, N. Y., (1946); Duke Ellington. His life and music, ed. by P. Gammond, N. Y., (cop. 1958); Lambert G. E., Duke Ellington, (L., 1959); Greene R., Duke E. Ellington, Z., 1961; Fayenz F., Duke Ellington, в кн.; Il jazz dal mito all'avanguardia, Mil., 1970; Dance S., The world of Duke Ellington, N. Y., 1970; Saal H., Last stop on the "A" train, "Newsweek", 1974, No 22; см. также лит. при ст. Джаз.В. В. Фейертаг.