Музыкальная энциклопедия - энсзем
Связанные словари
Энсзем
У. Бёрд. Стиховой (verse) энсзем.
по преимуществу силлабич. мелодика, краткость фраз, квадратность, гармонич. наполненность при меньшей по сравнению с мотетом роли полифонии. Даже в более поздних стиховых Э. (У. Бёрда, Т. Морли, О. Гиббонса) партия солиста ещё не является ведущим голосом: гармонич. изложение в них только намечается.
Новый ариозный стиль в сольных разделах утвердился в 17 в.; введение инстр. интерлюдий (Дж. Блоу, Г. Пёрселл) усилило обозначившееся сходство Э. с кантатой (в это же время в Э. был добавлен полифонич., нередко двухорный, раздел "аллилуйа"). Наивысшего развития Э. достиг в творчестве Г. Ф. Генделя, к-рый создавал соч. в этом жанре, как правило, по определ. поводам (Э. коронационные, свадебные, похоронные и др.); они близки по стилю его ораториям. В 19 в. к жанру Э. обращались мн. англ. и амер. композиторы (напр., англичанину С. С. Уэсли принадлежат Э., изд. в 2 томах). В 20 в. среди авторов Э. Б. Бриттен, С. Барбер, И. Ф. Стравинский. Многочисл. образцы Э. приведены в изд.: Musica Britannica. A national collection of music, v. 7 1953, v. 23 1966, v. 38 1976.
Литература: Foster M. В., Anthem and anthem composers, L., 1901; Fellowes E. Н., English cathedral music from Edward VI to Edward VII, L., (1941), (1948); Вukofzer M. F., Music in the baroque era, N. Y., (1947); Daniel R. Т., English models for the first American anthems, "JAMS", 1959, v. 12, No 1; Le Hurау Р., The English anthem 1580-1640, "Proceedings of the Royal Musical Association", 1959/1960, v. 86; Wienandt E. A., Choral music of the church, N. Y.-L., (1965); Morehen J., The English consort and verse anthems, "Early music", 1978, v. 6, No 3.Т. С. Кюрегян.