Музыкальная энциклопедия - эрмитажный театр
Связанные словари
Эрмитажный театр
В 19 в. Э. т. постепенно приходил в упадок, спектакли ставились нерегулярно. Здание неоднократно реставрировалось (арх. Л. И. Шарлемань, Д. И. Висконти, К. И. Росси, А. И. Штакеншнейдер). После капитального ремонта, начавшегося в 1895 под рук. придв. архитектора А. Ф. Красовского (стремившегося вернуть т-ру "кваренгиевский вид"), Э. т. открылся 16 янв. 1898 водевилем "Дипломат" Скриба и Делавиня и балетной сюитой на музыку Л. Делиба. В 1898-1909 в т-ре ставились пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева и др., оперы "Месть Амура" А. С. Танеева, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, отрывки из опер "Борис Годунов"; "Юдифь" Серова, "Лоэнгрин", "Ромео и Джульетта", "Фауст"; "Мефистофель" Бойто, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Троянцы в Карфагене" Берлиоза, балеты "Фея кукол" Байера, "Времена года" Глазунова и др. В спектаклях участвовали многие крупнейшие исполнители: драм. актёры К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, А. П. Ленский, Е. К. Лешковская, М. Г. Савина, H. P. Сазонов, Г. Н. Федотова, А. И. Южин, Ю. М. Юрьев; певцы И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, А. М. Давыдов, М. И. Долина, И. В. Ершов, М. Д. Каменская, А. М. Лабинский, Ф. В. Литвин, К. Т. Серебряков, М. А. Славина, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Н. Н. и М. И. Фигнеры, Ф. И. Шаляпин; артисты балета М. Ф. Кшесинская, С. Г. и Н. Г. Легат, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, В. А. Трефилова и др. Декорации оформляли Л. С. Бакст, А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.
После Oкт. революции 1917 в Э. т. открылся первый в стране Рабочий ун-т. Здесь с 1920-х гг. читались лекции по истории культуры и иск-ва. В 1932-35 в помещении Э. т. работал муз. музей, в к-ром проводились тематич. концерты-выставки; в них принимали участие артисты Ленингр. т-ров и педагоги консерватории. К концертам издавались пояснит. программы, брошюры. В 1933 на сцене Э. т. были пост. отрывки из тетралогии "Кольцо нибелунга" Вагнера и полностью "Служанка-госпожа" Перголези. Представления сопровождались лекциями. В Э. т. работает филиал Центр. лектория. Периодически здесь ставятся муз. спектакли (так, в 1967 силами студентов консерватории и муз. т-ров была пост. в конц. исполнении "Коронация Поппеи" Монтеверди), устраиваются камерные концерты для сотрудников Эрмитажа, проводятся науч. конференции, сессии, симпозиумы; в 1977 здесь состоялся конгресс Междунар. совета музеев.
Литература: Ермитажный театр Великия Екатерины, в котором собраны пьесы, игранные в Ермитаже Императрицы Екатерины II, сочиненные самою Ею и Особами, составлявшими ее общество, пер. с франц., ч. 1-2, М., 1802; Гернгросс В. (Всеволодский), Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, "Старые годы", 1910, No 3, с. 18-33; Курбатов В., Императорский Эрмитажный театр, "ЕИТ", 1910, вып. 5, с. 1-14; Гинзбург С. Л., Музыка в музее, Л., 1934; Талепоровский В. Н., Кваренги, Л.-М., 1954; Люлина Р., Новые материалы по истории здания Эрмитажного театра, "Сообщения Гос. Эрмитажа", (вып.) 16, Л., 1959, с. 17-19; Вульфиус П., Возрожденная из забвения, "Музыкальные кадры", 1967, 29 июня, под загл. "Коронация Поппеи" Монтеверди, "СМ", 1967, No 9; Авраменко С. И., Эрмитажный театр, Л., 1975.А. П. Григорьева.