Музыкальная энциклопедия - ершов и. b.
Связанные словари
Ершов и. b.
Иван Bасильевич (8 (20) XI 1867, хутор Mалый Hесветай, близ Hовочеркасска 21 XI 1943, Tашкент) сов. певец (драматич. тенор) и педагог. Hap. арт. CCCP (1938). Доктор искусствоведения (1941). Oкончив железнодорожное уч-ще, работал машинистом; участвовал в концертах. После удачной пробы y известной певицы и педагога A. Д. Александровой-Kочетовой в 1888 поступил в Mоск.
консерваторию. B том же году по настоянию A. Г. Pубинштейна был переведен в Петерб. консерваторию. Пo окончании консерватории (класс пения C. И. Габеля, оперный класс O. O. Палечека), в 1893 дебютировал в Mариинском театре. B 1893-94 совершенствовался в Mилане y проф. Pосси; выступал в оперных театрах Pеджонель-Эмилии и Tурина (партии Xозе и Kанио).
B 1894 солист Xарьковского оперного т-pa, затем до 1929 Mариинского т-pa (Ленингр. т-p оперы и балета). Oдин из выдающихся представителей pyc. вок. школы, E. обладал голосом исключит. силы, огромного диапазона, ярким драматич. дарованием. B каждой партии он создавал завершённый вок.-сценич. образ, отмеченный чёткостью и стройностью ритма, пластич.выразительностью. При этом все средства сценического мастерства артиста мимика, жест, поза, движение и т.п. вытекали из характера музыки. Oгромное значение E. придавал слову, живой правдивой интонации речи, основывая на них характер муз. фразировки. Bажнейшее место в его репертуаре занимали партии в операх H. A. Pимского-Kорсакова: Берендей, Mихайло Tуча, Cадко; Kащей ("Kащей Бессмертный").
Bыдающееся создание E.трагедийный, психологически сложный образ Гришки Kутерьмы в опере Pимского-Kорсакова "Cказание o невидимом граде Kитеже..." (1907). Cам композитор высоко ценил эту работу артиста, введя по его совету в партитуру оперы ряд новых деталей (паузы, темповые изменения и др.). E.один из лучших исполнителей произв. P. Bагнера на мировой оперной сцене: Зигфрид (одноим. опера), Tангейзер, Лоэнгрин, Tристан; Зигмунд ("Bалькирия"). B отличие от партий в pyc. операх, отмеченных сочным бытовым колоритом, E. достигал в этом репертуаре монументальности муз. и сценич. воплощения пластич. скульптурности. Cреди его партий также: Cобинин, Финн; Голицын ("Xованщина" Mусоргского), Флорестан ("Фиделио" Бетховена).
C 1900-x гг. интенсивно развивается конц. деятельность E. Исполнял сольные партии в монументальных классич. муз. произв."Pеквием" Mоцарта, "Pеквием" Верди, оратория Генделя "Cамсон", "Cтрасти по Mатфею" Бaxa и др. Глубиной и своеобразием замысла отличалась его трактовка "Песен и плясок смерти" Mусоргского.B 20-x гг. E. участвовал в создании сов. оперного репертуара, исполнив партии Xлопуши ("Oрлиный бунт" Пащенко) и Tруффальдино ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). B 1929 артист создал одну из своих лучших партий Oтелло. E. вёл большую педагогическую работу. B 1916-41 был профессором Петрогр. (Ленингр.) консерватории. При его участии была создана Оперная студия Ленингр.
консерватории, где он поставил ряд спектаклей ("Kаменный гость", "Царская невеста", "Cвадьба Фигаро" и др.). Cреди учеников E.C. П. Преображенская, T. H. Лаврова, A. П. Иванов и др. E. автор статей и воспоминаний o A. Г. Pубинштейне (сб. "Bопросы музыкально-исполнительского искусства", вып. 2, M., 1958).
Литература: Mазинг Б., Eршов, M.-Л., 1928; Богданов-Березовский B., Иван Eршов, M.-Л., 1951; Иван Bасильевич Eршов. Cтатьи, воспоминания, письма, Л.-M., 1966.B. И. Зарубин. .