Музыкальная энциклопедия - эвальд з. в.
Связанные словари
Эвальд з. в.
Зинаида Викторовна (18(30) X 1894, Петербург 27 I 1942, Ленинград) сов. музыковед и фольклорист. Кандидат историч. наук (1935). В 1917 окончила школу Об-ва поощрения художеств по классам рисования и живописи в Петрограде. В 1917-21 преподавала рисование в ср. школе при Центр. художеств. мастерских в Николаеве. С 1921 жила в Петрограде. В 1925 окончила консерваторию по классу фп.
у H. H. Позняковской и одноврем. ф-т истории музыки Ин-та истории иск-в (ныне Ин-т театра, музыки и кинематографии), с 1926 науч. сотрудник этого ин-та. Участвовала в семинарах по рус. нар. песне и романсу, руководимых В. В. Асафьевым (там же). В 1927-42 преподавала историю музыки в Центр. муз. техникуме и Ленингр. консерватории (с 1932 доцент). В 1931-41 ст.
науч. сотрудник фольклорной комиссии Ин-та археологии и этнографии АН СССР. Участница мн. науч. экспедиций, в т. ч. 4 искусствоведч. экспедиций на рус. Север (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора). Специализировалась в области рус. и белорус. нар. песни, систематически собирала рабочий и крестьянский фольклор в Ленинграде и области, записала ценные образцы рус.
нар. многоголосия. Э. одна из создателей сов. муз.-фольклористич. школы. Её работы посв. песенному творчеству сев.-рус. областей, Белоруссии, Удмуртии, Карелии. В музыковедч. трудах Э. вдумчивый теоретич. анализ сочетается с тонким описанием характера исполнения. Много внимания уделяла песенной поэтике. Своеобразие литературоведч.
стиля Э. во многом определялось художественным, нередко живописным восприятием нар.-поэтич. образности. Автор ряда статей на историко-муз. и муз.-фольклорные темы в "Большой советской энциклопедии" и "Малой советской энциклопедии". Составитель нескольких сборников песен. Э. принадлежит русский перевод книги Э. Курта "Grundlagen des Linearen Kontrapunkts..." ("Основы линеарного контрапункта...", с предисловием и под ред.
Асафьева, 1931). Участвовала в организации фонограмархива записей народной музыки Гос. ин-та истории искусств. Сотрудничала с Б. В. Гиппиусом. Совместно они подготовили к печати кн. "Песни Пинежья", антологию "Крестьянская лирика" и ряд исследоват. статей.
Сочинения: Протяжные песни Заонежья, в сб.: Крестьянское искусство СССР.I. Искусство Севера. Заонежье, Л., 1927; Песни свадебного обряда на Пинеге, там же. II. Искусство Севера, Л., 1928; Характерные интонационные элементы в романсах Даргомыжского, в сб.: Русский романс..., М.-Л., 1930; Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья, "Советская этнография", 1934, No 5; Новые фоно-записи абиссинской музыки, в сб.
: Советский фольклор, No 4-5, М.-Л., 1936; Песни Пинежья..., кн. 2, М., 1937 (совм. с Е. Гиппиусом); Белорусский песенный фольклор, "СМ", 1940, No 4 (совм. с Гиппиусом); Карельская народная песня, там же, No 9 (совм. с Гиппиусом); К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни, в сб.: Записки Удмуртского НИИ истории, языка, литературы и фольклора при СНК Удм. АССР. Вып. 10. Ижевск, 1941 (совм. с Гиппиусом. .