У эвенков бытуют два слоя музыки. К одному относятся песни с звукорядом в объёме кварты или квинты, несложной вариационной структурой (охотничьи призывы, заклички, нек-рые танц. напевы, "путевые" импровизации). В этих песнях применяются бесполутоновые лады, а также разл. лады в объёме квинты с ув. квартой и секундой. К другому относятся песни,
диапазон к-рых достигает сексты, октавы и в к-рых используются более сложные диатонич. и хроматич. ладовые образования (плачи, шаманские заклинания, лирические и шуточные песни). В приёмах формои ладообразования определяющим является попевочный принцип;
размер часто меняется. Сложная
ритмика, обилие мелизмов, преобладание гортанной звучности отличают "приветственные" обрядовые песни (в т. ч. свадебные, по случаю рождения ребёнка). Для большинства песен характерны сдержанность выражения, подчёркнутая мягкость мелодич. интонирования. Прослеживаются связи с муз. фольклором якутов, бурят, кетов, русских, народностей Нижнего Приамурья. В эпич. жанрах, в т. ч. в сказах, преобладают импровизац. формы, мелодич.
речитатив; особенно важен первый
напев, являющийся интонац. канвой; каждый образ, как правило, имеет свой
лейтмотив. В прошлом особый слой художеств. творчества составляли шаманские действа (всеобъемлющей их системы, одинаковой для всех эвенкийских родов, не обнаружено). С глубокой древности существует традиция напевов с лирической и шуточной тематикой, однако в самостоят. жанровую группу они оформились лишь в
период интенсивного распада родового строя в 19-20 вв. Значит. место занимают хороводные песни-танцы (как правило, двухили трёхдольных размеров), отличающиеся чёткой ритмикой с выделением сильных долей. В разл. р-нах они называются по-разному в зависимости от назв. рефренов (Ёхорв-ё, Асорай, Хадё и др.). Ведущий в хороводе
запевала, все остальные в
унисон или гетерофонно повторяют напев и слова. В зависимости от сюжета напевы различны по характеру, различна и
динамика танца. Среди нар. инструментов оревун (берестяная или деревянная труба), пичавун (манук, берестяная пищалка), пиргипкавун (деревянный варган), конгипкавун (металлич. варган), билгау (высушенное птичье горлышко), охотничий лук, бубен.
Отд. записи муз. фольклора эвенков сделаны А. Ф. Миддендорфом, Л. Я. Штернбергом (кон. 19 в.), И. М. Сусловым, Е. Н. Широкогоровой (10-е гг. 20 в.), Е. И. Титовым, В. Стешенко-Куфтиной (20-е гг. 20 в.). Систематич. собирание эвенкийского фольклора ведётся с 1960-х гг. (А. М. Айзенштадт).
В сов. песенном фольклоре эвенков продолжают существовать традиц. жанры, ныне они наполняются новым содержанием. Созданы песни о жизни в Сов. стране ("Ленин с эвенками", "Матушка Катанга", "Откуда снег идёт", "Песня об Ангаре" и др.). В одноголосной в прошлом культуре появилось многоголосие подголосочного типа. Эвенкийский муз. фольклор использовали в своих произв. Н. Н. Леви, А. Н. Масленников, Ю. В. Николаев, А. М. Айзенштадт. В Эвенкийском нац. округе работают муз. школы в пос. Тура (1967), Байките (1970), Ванаваре (1973), ансамбль песни и танца "Осиктакан" ("Звёздочка", пос. Тура, 1966).
Литература: Айзенштадт A., В Эвенкию за песнями, "СМ", 1966, No 2; его же, Эвенкийские песенницы, там же, 1968, No 12; его же, Музыкальные связи эвенков, там же, 1972, No 11; eго же, Вопросы ладообразования в звенкийской народной музыке, в сб.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР, М., 1973; Эвенкия поёт, сб. Красноярского краевого и Эвенкийского окружного дома нар. творчества, вып. 1-2, Красноярск, 1967-75.
А. М. Айзенштадт.