Музыкальная энциклопедия - фанданго
Связанные словари
Фанданго
Ф. танец для одной пары, его хореографич. содержание любовная пантомима. Размер муз. сопровождения трёхдольный (3/4; первоначальный размер Ф. был 6/8), типичный ритм , темп колеблется от быстрого (Ф. из Уэльвы) до весьма умеренного (Ф. из Альмерии), хотя большинство Ф. исполняются в довольно подвижном темпе (обозначения Allegro moderato, Allegretto). Аккомпанирующие инструменты гитары и кастаньеты, иногда лауды (инструмент типа лютни) и гитары.
Все разновидности Ф. сопровождаются пением. Стихотворная строфа Ф. состоит либо из 4 (копла), либо из 5 (кинтилья), реже из 6 (секстилья) восьмисложных стихов.
Тексты Ф., отличающиеся красотой и возвышенностью, охватывают широкий круг тем. Поэзия Ф. отмечена обилием оригинальных метафор, неожиданными параллелизмами, иносказаниями, подчас причудливой символикой образов. Преобладает в ней любовная лирика, типичным образцом к-рой является приведённая в нотном примере копла (см. колонку 767):
"Девочка, дай мне немного (2 раза)
Слёз твоих чистых в награду;
Я в серебро их оправлю
У ювелира в Гранаде" (2 раза).
Ф. открывается инстр. интродукцией (32 такта), за к-рой следует пение с инстр. аккомпанементом. Песенный раздел складывается из 6 муз. фраз по 4 (реже по 3) такта каждая; при этом, если в строфе 4 стиха, то 1-й и 4-й повторяются, если же 5 стихов, то повторяется последний (реже первый) стих. Затем возвращается музыка интродукции (8-16 тактов), после чего исполняется следующая копла и т. д. Отличит. особенность Ф. строго выдерживаемый тональный план. Интродукция строится на звукоряде т. н. лада ми (modo de mi; распространённый в испан. нар. музыке лад, в основном совпадающий с фригийским, но с хроматически изменяющимися II и III ступенями, к-рые берутся то натуральные, то повышенные, независимо от направления движения мелодии; см. Фламенко). 1-я фраза коплы начинается в "ладу ми" и модулирует в мажор, тоника к-рого расположена на б. 3 ниже тоники "лада ми"; в этой же тональности идёт 2-я фраза; 3-я фраза строится на субдоминанте мажорного звукоряда 2-й фразы, а 4-я на его доминанте; 5-я фраза возвращается от доминанты к тонике мажорного звукоряда 2-й фразы; 6-я модулирует (обычно через субдоминанту) снова в "лад ми":
Интродукция к фанданго.Фанданго (Андалусия).
Такая тональная структура Ф. является классической, особенно в Андалусии, Мурсии и Леванте, и отступления от неё весьма редки.
Разновидность Ф. фандангильо (fandanguillo), отличающийся более свободным ритмом песенного раздела и менее возвышенным характером поэтич. текстов.