Музыкальная энциклопедия - фетис ф. ж.
Связанные словари
Фетис ф. ж.
(Fetis) Франсуа Жозеф (25 III 1784, Монс 26 III 1871, Брюссель) бельг. музыковед, муз. писатель и критик, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Л. Керубини и Ф. А. Буальдьё (композиция). В 1811-18 органист и преподаватель пения и гармонии в Бувине и Дуэ, с 1821 профессор композиции, с 1826 гл. библиотекарь Парижской консерватории. Одноврем. вёл науч. работу, выступал как муз. критик в парижской печати. В 1827 основал первый во Франции еженедельный муз. журн. "Revue musicale" (до 1833 его единств. редактор и осн. автор); публиковал статьи также в парижской муз. газ. "La Revue et gazette musicale de Paris" и др. С 1833 директор Брюссельской консерватории. Организовал в Париже (1832) и Брюсселе (1837) циклы историч. концертов, к-рые сопровождал спец. лекциями. Одноврем. был руководителем Корол. капеллы в Брюсселе. Собрал ценную муз. б-ку и коллекцию муз. инструментов, к-рые после его смерти были приобретены правительством Бельгии. Глава белы. и франц. музыковедч. школы сер. 19 в., Ф. один из основоположников сравнит. и историч. музыковедения. Его труды (при недостаточной достоверности нек-рых сведений и консервативности отд. концепций) сыграли выдающуюся роль в систематизации муз.-историч. и теоретич. знаний того времени. Одним из первых во Франции ввёл понятие муз. эстетики, к-рую считал истинной философией музыки (программная статья "О философии и поэтике музыки", 1828); впервые поставил ряд важных муз. эстетич. и теоретич. проблем. Нек-рые философско-эстетич. положения Ф. (несмотря на их идеалистич. характер) имели прогрессивное значение; утверждал (вопреки распространённому в то время мнению), что сочинения выдающихся композиторов прошлого сохраняют художеств. ценность и могут применяться в совр. муз. практике; считал, что иск-во не прогрессирует а преобразуется и что новейшая музыка не может служить эталоном для оценки музыки минувших эпох. Свой эстетич. идеал Ф. находил в иск-ве прошлого, рассматривая развитие музыки как имманентный процесс смены разл. принципов оформления звукового материала. Ценность представляет его труд по истории гармонич. систем. Ф. высказал передовые для его времени идеи о подчинении всех гармони. явлений закону тяготений тонов, установил 4 фазы в истории развития гармонии унитональность, транзитональность, плюритональность и омнитональность. Ф. принадлежат также многочисл. учебники и уч. пособия по разл. отраслям муз. теории и муз. исполнительства, капитальные труды в области лексикографии и истории музыки, в т. ч. 8-томная работа "Всеобщая биография музыкантов и библиографический музыкальный словарь" (1835-44, 2-е изд. 1860-1865), к-рая принесла Ф. мировую известность (по охвату материала не имела равных в истории муз. лексикографии), и 5-томная "Всеобщая история музыки" (до 15 в.), сохраняющая источниковедч. ценность (несмотря на архаичность позиций автора). Знаток нар. музыки и муз. культур внеевроп. цивилизаций, Ф. своим очерком "За новый метод классификации человеческих рас по их музыкальным системам" (предисловие к исследованию антрополога Бока, 1867) заложил основы совр. этномузыкологии. Основоположник муз. критики во Франции, Ф. первым придал ей проф. характер (статьи, рецензии, очерки о событиях муз. жизни и др.). Сыграл важную роль как популяризатор муз. иск-ва. Его кн. "Музыка, понятная для всех" (1830) переведена на мн. языки, в т. я. на рус. яз. Однако как муз. критик Ф. был консервативен отстаивая классич. традиции, он не принимал новаторства композиторов и исполнителей романтич. направления (Г. Берлиоз считал Ф. своим идейным противником).Сочинения: 4 комич. оперы (1820-32); для орк. симфонии (1862, 1863,), конц. увертюра (1854); для инструмента с орк. симф. фантазия для органа (1866), концерт для флейты (1869); камерно-инстр. ансамбли струн. квинтеты (1860, 1862, 1863), струн. квартет с фп. в 4 руки (1819); пьесы для фп. и органа; культовые хор. произв.; песни, вокализы.Литературные сочинения: Mйthode йlйmentaire et abrйgйe d'harmonie et d'accompagnement, P., 1823; Traitй du contrepoint et de la fugue, P., 1824; Solfиges progressifs..., P., 1827; Sur la philosophie et sur la poйtique de la musique, "Revue musicale", 1828, t. 3, p. 409-16, 509-16 (рус. пер. О философии и поэтике музыки, пер. E. P. Бронфин, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX века, М., 1974, с. 98-111); Traitй de l'accompagnement de la partition sur le piano ou l'orgue, P., 1829; La musique mise а la portйe de tout le monde, P., 1830 (рус. пер. Музыка, понятная для всех, или Краткое изложение всего нужного, чтоб судить и говорить об искусстве сём, не учившись оному, СПБ, 1833); Biographie universelle des musiciens et bibliographie gйnйrale de la musique, v. 1-8, Brux., 1835-44, P., 1860-65, новое изд. v. 1-10, Brux., 1963; Mйthode des mйthodes de chant, P., 1862; Manuel des principes de musique, P., 1837; Mйthode des mйthodes de piano (совм. с И. Мошелесом), Р., 1840; Esquisse de l'histoire de l'harmonie..., P., 1840; Mйthode йlementaire de plain-chant..., P., 1843; Traitй complet de la thйorie et de la pratique de l'harmonie, P., 1844; Notice biographique sur Nicolo Paganini, P., 1851; Antoine Stradivari, P., 1856; Histoire gйnйrale de la musique, depuis les temps les plus anciens jusqu'а nos jours, v. 1-5, P., 1869-76 (доведена до 15 в.).
Сын P. Эдyaр Луи Франсуа Ф. (16 V 1812, Бувинь, близ г. Динан 31 I 1909, Брюссель) бельг. муз. и художеств. критик, редактор. В юности помогал отцу, участвуя в редактировании журн. "Revue musicale", в 1833-35 вёл журнал самостоятельно. С 1836 старший библиотекарь Корол. б-ки Бельгии, хранитель Отдела печати, позднее чл. Корол. академии в Брюсселе. Одноврем. редактор муз. отдела, затем отдела иск-в в газ. "Indйpendance Belge". Профессор Академии изящных иск-в (курс эстетики). Издал 5-й том "Всеобщей истории музыки" ("Histoire gйnйrale de la musique", 1876) P. Фетиса и составил "Систематический каталог" ценной б-ки отца, приобретённой бельг. правительством ("Catalogue de la bibliothиque de F. J. Fйtis", 1877).
Сочинения: Lйgende de Saint Hubert, prйcйdйe d'une prйface bibliographique et d'une introduction historique, Brux., 1847; Description des richesses artistiques de Bruxelles, Brux., 1847; Les musiciens belges, v. 1-2, Brux., 1849; Les artistes belges а l'йtranger, v. 1-2, Brux., 1857-65.Литература: Ларош Г., Фетис-отец как музыкальный историк, "Музыкальный листок", 1876, No 5-6, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894; Бронфин Е., Мысль о музыке во Франции XIX в. (вступ. ст.), в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX в., М., 1974, с. 11-12, 96-98; Ambrоs A. W., Fйtis, в его кн.: Bunte Blдtter, Lpz., 1872; Gevaert Fr. A., Discours prononcй а l'occasion du 100 anniversaire de la naissance de Fr. J. Fйtis, Gent, 1884; Chevallier L., Les thйories harmoniques, P., 1925 (рус. пер.: Шевалье Л., История учений о гармонии, М., 1932, с. 147-49); Gurlitt W., Fr. J. Fйtis und seine Rolle in der Musikwissenschaft, в изд.: Kongress-Bericht, Lьttich, 1930; Prod'homme J.-G., Fйtis, bibliothйcaire du conservatoire, "La Revue Musicale", 1931, annйe 12, No 116; Haraszti E., Fйtis, fondateur de la musicologie comparйe, "Acta Musicologica", 1932, v. 4, fasc. 3; Wangermйe R., Franзois-Joseph Fйtis, musicologue et compositeur, Brux., 1951; Fr. J. Fйtis et la vie musicale du son temps 1784-1871, Brux., 1972.E. P. Бронфин.Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое фетис ф. ж.
Значение слова фетис ф. ж.
Что означает фетис ф. ж.
Толкование слова фетис ф. ж.
Определение термина фетис ф. ж.
fetis f. zh. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):