Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - фейнберг с. е.

Фейнберг с. е.

Самуил Евгеньевич (14 (26) V 1890, Одесса 22 X 1962, Москва) сов. пианист, педагог, композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Доктор искусствоведения (1940). С 1894 жил в Москве. Учился игре на фп. у А. Ф. Иенсена, затем у А. Б. Гольденвейзера в Филармонич. уч-ще и Моск. консерватории (окончил в 1911); одноврем. брал уроки композиции у Н. С. Жиляева. С 1912 концертировал в России и за рубежом. В 1922-62 профессор по классу фп., с 1936 зав. кафедрой фп. в Моск. консерватории. Состоял чл. жюри ряда всесоюзных и междунар. конкурсов пианистов. Был первым исполнителем мн. соч. С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, А. Н. Александрова и А. В. Станчинского, а также собств. музыки. Завоевал известность как интерпретатор произв. А. Н. Скрябина. В его исполнении нашли отражение особенности скрябинского пианизма полётность, нек-рые приёмы звукоизвлечения и педализации. Эти черты сказывались и в интерпретациях Ф. произв. др. композиторов. Он с равным мастерством исполнял классич. и романтич., зап.-европ. и рус. музыку, в т. ч. оба тома "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха (имеется грамзапись), все сонаты Л. Бетховена, основные соч. Ф. Шопена, Р. Шумана, пьесы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера и др. Ярко индивидуальные трактовки сочетались у Ф. с точным воплощением авторского замысла, интуиция и эмоциональность с интеллектуализмом. Свои эстетич. и педагогич. принципы обобщил в ряде лит. работ, посв. теории исполнительства и фп. педагогики. Как педагог придавал большое значение точному воспроизведению нотного текста, отрицательно относясь к нарочито вольным интерпретациям, надуманным нюансам. Среди многочисл. учеников Ф. видные муз. деятели, лауреаты междунар. конкурсов, педагоги, в т. ч. И. Н. Аптекарев, Н. П. Емельянова, Л. М. Зюзин, В. К. Мержанов, В. А. Натансон. В своём творчестве (гл. обр. соч. для фп.) продолжал традиции рус. классики; музыка А. Н. Скрябина была стилистически близка Ф. и как композитору. Однако Ф. удалось создать собств. оригинальный стиль. Для Ф. характерны тяготение к психологически сложным, иногда трагедийным концепциям, острой ритмике, многозвучной, нередко полифонич. фактуре. Ф. принадлежат обработки для фп. произв. И. С. Баха, А. Вивальди, А. П. Бородина, Чайковского и др.; каденции к концертам для фп. с оркестром В. А. Моцарта, Бетховена и др., обработки нар. песен, в т. ч. сб. "25 чувашских песен" для голоса с фп. (1937). Гос. пр. СССР (1946).

Сочинения: для фп. с орк. 3 концерта (1931; 1944, Гос. пр. СССР, 1946, 1947, 2-я ред. 1951); для фп. 12 сонат (1915-1960), 2 сюиты (1926, 1936), 2 фантазии (1917, 1924), 4 прелюдии (1926), циклы романсов для голоса с фп. 10 на сл. А. С. Пушкина (1922, 1937), 7 на сл. М. Ю. Лермонтова (1936), 3 на сл. А. А. Блока.

Литературные сочинения: Пианизм как искусство, М., 1965; Мастерство пианиста, (сост. и общая ред. Л. Фейнберга и В. Натансона), М., 1978.

Литература: Алексеев A., О пианистических принципах С. Е. Фейнберга, в кн.: Мастера советской пианистической школы, М., 1961.

В. А. Натансон.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фейнберг с. е.
Значение слова фейнберг с. е.
Что означает фейнберг с. е.
Толкование слова фейнберг с. е.
Определение термина фейнберг с. е.
feynberg s. e. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины